• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Библиотека

СТАТЬИ

Richard A. Garner. “Minarchy Considered,” Libertarian Papers 1, 1 (2009)

Современная либертарная теория предполагает два взаимоисключающих подхода к государству. Представители одного из них являются сторонниками минимального государства, другие отрицают его ценность. В этой статье рассматриваются взгляды и аргументы либертарианцев — сторонников минимального государства (минархизма), которым, по мнению автора, не удается отстоять свою позицию в споре с анархистами. Полный текст


Stephan Kinsella. “Estoppel: A New Justification for Individual Rights,” Reason Papers No. 17 (Fall 1992), p. 61

Стефан Кинселла — известный американский либертарист и теоретик права. В этой статье им анализируются возможности применения «эстоппеля» — принципа общего права, который, по его мнению, является разумным эквивалентом привычной для либертаристов концепции запрета агрессивного насилия. Эстоппель может применяться как для определения наказания, так и для ограничения государства. Статья на английском языке. Полный текст


Африкан Спир «Об истинном и ложном понимании права: Рассуждение о принципах»

Оригинальное название: Recht und unrecht: Eine erörte-rung der principien. Leipzig: J.G. Findel, 1879. Автор: Африкан Александрович Спир (Шпир, нем. Spir) 15 ноября 1837, Бобринецкий уезд, Херсонская губерния — 13 марта 1890, Женева. Авторизованный перевод с немецкого С. А. Лорие. Под редакцией Н. А. Рубакина.  Полный текст 



Вольнов Вячеслав. Еще раз о минимальном государстве. Рецензия на: Боуз Д. Либертарианство: История, принципы, политика / Пер с англ. — Челябинск: Социум, Cato Institute, 2004. — 392 с.

Читая книгу Дэвида Боуза, испытываешь противоречивые чувства: с одной стороны, радует то, что есть еще на свете люди, свято верующие в классический либерализм, с другой - поражает прямолинейность, с которой либертарианцы (в лице Боуза) оценивают историю - как событийную, так и историю идей.   Полный текст 


Габриэлян Э. Невозможность поворота к худшему

Изменение к худшему - следующее (повторное - второе, третье и т.д.) судебное решение (любой "вышестоящей" инстанции - апелляционной, кассационной, надзорной, а также инстанции, которая возобновляет производство по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, т.е. как вступившие, так и не вступившие в "силу" судебные решения), которое ухудшает положение подсудимого по сравнению с первым (предыдущим) судебным решением. Полный текст 


Гудков Лев. Проблема абортивной модернизации и мораль

21 ноября 2008: стенограмма лекции известно- го российского социолога, доктора философских наук, директора Аналитического центра Юрия Левады, главного редактора журнала "Вестник общественного мнения" Льва Гудкова, прочитанной 10 июля 2008 года в клубе-литературном кафе Bilingua в рамках проекта "Публичные лекции Полит.ру".  Полный текст

Источник - http://polit.ru/article/2008/11/21/gudkov/



Дворкин Рональд. Либерализм // Современный либерализм. М., 1998. С. 44-75.

В этой статье я попытаюсь построить теорию либерализма. Но передо мной сразу же возникает проблема. Мой замысел опирается на предположение о том, что такой объект как либерализм существует, однако в последние годы неожиданно популярным стало мнение, что его не существует.  Полный текст 




Лапаева В.В. Правовой принцип формального равенства // Журнал российского права. 2008. № 2.

Лапаева Валентина Викторовна — главный научный сотрудник ИГП РАН, доктор юридических наук.

Вопрос о содержании правового принципа формального равенства в последнее время приобрел заметную актуальность в российской теории права в связи с дискуссиями о типах правопонимания. Идея о том, что формальное равенство является неотъемлемым признаком права, в той или иной мере присуща всем основным типам правопонимания. Полный текст 


Лотман Ю.М. «Договор» и «вручение себя» как архетипические модели культуры // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Т. 3. Таллинн, 1993. С. 345–355.

Анализируя наиболее архаические социокультурные модели, мы можем выделить, в частности, две, представляющие особый интерес в свете их дальнейших трансформаций в истории культуры. С известной степенью условности одну из них мы будем именовать магической, другую — религиозной. Необходимо сразу же подчеркнуть, что речь идет не о каких-либо реальных культурах, а о типологических принципах.  Полный текст 



Свобода и собственность. // Лекция, прочитанная Л. фон Мизесом в Принстонском университете в октябре 1950 г. на 9-м заседании Общества Мон-Пелерин.

[Liberty and Property // Лекция, прочитанная Л. фон Мизесом в Принстонском университете в октябре 1950 г. на 9-м заседании Общества Мон-Пелерин. Издана в виде брошюры Институтом Мизеса (Оберн, шт. Алабама) в 1991 г. // Мизес Л. фон. Либерализм. – М.: Социум, Экономика, 2001. С. 191–204. Пер. с англ. А. В. Куряева].
Полный текст 


Морозова В.В. Приватизация войны. М.: Лаборатория теоретических исследований права и государства ГУ-ВШЭ, 2009.

Говоря о пределах допустимого вмешательства государства в общественную жизнь, подавляющее большинство теоретиков ссылаются на так называемые минимальные функции государства, тесно связанные с категорией публичных благ. В данной работе мне хотелось бы подвергнуть сомнению аксиому о публичной политической власти как «поставщике» безопасности свободы и собственности и о вооруженных силах как объекте государственной монополии.  Полный текст 


Морозова В.В., Четвернин В.А. Ген альтруизма и происхождение права: либертарианский взгляд. М., 2009

Исследования современных естественных наук подтверждают рассуждение либертарианской социальной теории: человечество генетически запрограммировано как на правовое социокультурное развитие, при котором эгоизм или альтруизм — результат свободного выбора, так и на потестарное, при котором происходит принуждение к альтруизму.  Полный текст 



Неф Р. Да здравствует нонцентрализм! / Роберт Неф; пер. с нем. — М.: Фонд Фридриха Науманна, 2002.

Искушение централизма сильно, а время его полураспада тянется долго. «Национальное единение» – одна из важнейших тем Новой истории, тесно связанная, в свою очередь, с идеей централизации. Централизация возникла словно в ответ на извечную тягу человека к ясности и иерархической упорядоченности. Возможно, за этим кроется даже эстетическая и психологическая потребность, имеющая глубокие антропологические корни.  Полный текст


Пелипенко А.А. Русская система в культурном измерении. М., 2010.

Этот разговор о Русской Системе – часть гораздо более широкой и, в конечном счёте, более важной темы, которой я на предыдущем семинаре уже касался, - темы глобального кризиса всей макрокультурной системы, связанной с утверждением и господством логоцентризма. Эта система, обязанная своим рождением осевому времени, презумпировала духовный Абсолют как сверхиерархическую инстанцию (логос) с различными его изофункциональными коррелятами – источником всякого бытия. Сейчас на наших глазах происходит «схлопывание», стремительная деградация логоцентрической системы и ее историко-культурных и цивилизационных субдискурсов, среди которых видное место занимает концепт Должного как одного из ближайших коррелятов метафизического Абсолюта. В разных ареалах «белой цивилизации» процесс заката логоцентризма приобретает свои особенные, задаваемые историческим контекстом черты. Но движение разными путями к единому финалу подтверждает универсальность процесса. Этот текст – штрихи к картине того, каким образом этот процесс протекает в России.  Полный текст 


Пелипенко А. О геномах культурных систем в их исторической динамике. 2015

Источник: Пелипенко А.А. О геномах культурных систем в их исторической динамике // Семь искусств: Журнал / Ред. Е. Беркович. № 7 (8). Июль 2010 (http://7iskusstv.com/2010/Nomer7/Pelipenko1.php).

Когда говорят, что фаустовский дух покидает или уже покинул Европу, то за этой полупоэтической-полуфилософской метафорой просматривается и другой смысл, гораздо более тревожный и трагический: белая раса уходит с исторической арены. Похоже, «белый мавр» сделал своё историческое дело и 500-летнему доминированию цивилизации белого человека приходит конец. Мысль эта носится в воздухе и уже высказывается, но большинство последних носителей фаустовского духа предпочитают по страусиному прятать голову в песок, уповая то на тактические успехи, то на «вечные ценности».  Полный текст 


Переслегин С.Б. Государство без налогов. 2015

Взимание налогов рассматривается в современном праве как атрибутивная функция государственной власти. "Государственность" подразумевает "фиск": так было везде и всегда. Налоговая система функционировала в древней Мессопотамии, в Египте, в Риме и Греции, в Китае, в средневековых доменных образованиях. Не говоря уже о Новом времени и тем более, о современности. 
Полный текст 



Румянцев Андрей, Бульварно-развлекательные массмедиа: централизованный контроль против свободы потребителей // Сравнительное конституционное обозрение, № 3 (64), 2008, c. 129-139.

Нестандартная точка зрения автора относительно того, что же такое социальное государство, в чем, помимо материальных льгот и гарантий, должна выражаться эта «социальность», будет, несомненно, интересен читателю и, вероятно, станет поводом для дискуссии. На примере Германии автор показывает, кто и как влияет на выбор людей в современном мире, какова роль средств массовой информации в формировании сознания индивидов, пользующихся материальными благами и экономическими возможностями социального государства в его широком понимании.  Полный текст


Сапов Григорий. От Моисея до наших дней // Отечественные записки. - 2002. - №4-5(5).

Согласно формуле Фомы Аквинского, налоги есть дозволенный законом и обычаем грабеж. Оставаясь грабежом, считает Фома, налог «освобождается от греха», если цели, на которые его собирает владетельное лицо, справедливы. Цели же сюзерена, имеющего право собирать налог, справедливы, если его намерения благодетельны и направлены к добру. К первым средневековая мораль относила, например, погашение задолженности перед швейцарскими копейщиками, ко вторым — свадьбу племянника. Полный текст 


Сапов Григорий. Собственность: условие человеческой деятельности и юридическая категория // Отечественные записки. — 2004, № 6(20).

Автор пытается проследить трансформацию категории собственности как условия человеческой деятельности и как юридической категории в историческом процессе и дать ответ на вопрос, насколько возможно вмешательство государства в отношения собственности. Полный текст


Сатаров Георгий. Россия как символ тревоги. 2015.

В этой публикации соединены тексты Георгия Сатарова, опубликованные в Ежедневном журнале в феврале 2015 года под общим заголовком «Россия как символ тревоги». Консолидированный текст публикуется с согласия Г.А. Сатарова.

Глубочайший кризис, в котором сегодня находится Россия, пусть и до дна еще далеко, совсем не прост, ибо тесно взаимосвязан с двумя другими кризисами цивилизационного характера. Однако сперва про наш кризис. Важно понимать, что это кризис российского социального порядка, основ российской социальности, что в первую очередь определяет – быть или не быть России.   Полный текст 


Усков Николай. Почему Россия отстала от Европы. 2015.

Вопрос, вынесенный в заглавие, предполагает, что когда-то, во времена оны Россия была не хуже Европы, шла с ней в ногу, и только затем что-то застопорилось. Вину за отставание России уже в XIX веке возложили на три столетия Ордынского ига. C тех пор считается, что татары остановили поступательное развитие Руси, погрузили ее в пучину разорения и неволи, образовали пропасть между нею и остальным цивилизованным миром, которую затем титаническим прыжком попытался преодолеть Петр Великий, но все равно чуть-чуть не допрыгнул. В свою очередь коммунисты изображали упырей вроде Ленина и Сталина очередными «европейскими модернизаторами» лапотной Руси и скрупулезно высчитывали, сколько электроплугов с молотилками произвела Страна Советов к уровню 1913 года.  Полный текст 


Честнов И.Л. Проблемы и перспективы юридической науки XXI. Юриспруденция XXI века: горизонты развития: Очерки / Под ред. Р.А. Ромашова, Н.С. Нижник. СПБ.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2006. С. 69–110.

Юриспруденция, в отличие от легистики, формалистического текстоведения, является социальной наукой, частной социологической дисциплиной. В статье предложена социально-антропологическая научно-исследовательская программа постклассической юридической науки.   Полный текст 




Четвернин В.А., Прохоров А.В. // Ежегодник либертарно-юридической теории, 2007. № 1. C. 141—153.

Федеративное государство — это нецентрализованное государство, конституция которого закрепляет распределение компетенций между общегосударственными органами власти (федеральными органами) и региональными органами власти (органами субъектов федерации), компетенция которых распространяется только на часть территории государства. Компетенции региональных органов в целом предусмотрены общегосударственной (федеральной) конституцией и не зависят от федеральных органов. Это называется разделением властей «по вертикали»: между общегосударственными (федеральными) и региональными органами, как правило, нет иерархических отношений, региональные органы формируются независимо от федеральных и не образуют вместе государственно-властную «вертикаль», общегосударственные органы не вмешиваются в компетенцию региональных органов.  Полный текст 


Четвернин В.А., Яковлев А.В. Институциональная теория права. М., 2009

Право — это система социальных институтов, обеспечивающих свободу. В этом свое качестве право противостоит потестарным институтам, выполняющим функцию агрессивного насилия одних групп по отношению к другим. С точки зрения институциональной теории, различение права и закона — это не только различение законов правовых и неправовых, но, прежде всего, различение реально существующих институтов правового типа (в их соотношении с институтами потестарного типа) и официальных прескрип-тивных текстов, моделирующих социальный порядок, — моделей, от которых реальные институты могут существенно отклоняться. Институциональная теория права может быть построена только в рамках либертарной парадигмы, так как в рамках позитивистской социологии невозможно объяснить, что такое правовые институты и чем они отличаются от институтов неправовых.  Полный текст



КНИГИ

Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий

Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий /Авт. колл. : А. С. Автономов, Н. С. Бондарь, А. М. Ковалев и др.; Рук. авт. колл. и отв. ред. В. А. Четвернин ; Центр конституционного исследования Московского Общественного Научного Фонда. -М.,1997.

Полный текст 



Харт Г.Л.А. Понятие права / Пер. с англ.; под общ. ред. Е.В. Афонасина и С.В. Моисеева. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007.

Книгу Харта "Понятие права" (The Concept of Law) нередко называют главным произведением философии права XX в. В книге дан глубокий анализ наиболее фундаментальных проблем философии права. Новаторские идеи Харта, высказанные в этой книге, до сих пор остаются чрезвычайно влиятельными. Более того, все последующее развитие философии права было в значительной степени реакцией на этот текст, и даже критики Харта неизбежно отталкиваются от этой книги. К сожалению, идеи Харта (как и вся англосаксонская традиция философии права) пока еще недостаточно известны русскоязычному читателю. Предлагаемый перевод послужит тому, чтобы заполнить этот пробел. Знакомство с содержанием книги необходимо для специалистов-правоведов, преподавателей юридических вузов и факультетов и всех, интересующихся философией права. Полный текст


Четвернин В.А. Проблемы теории права для особо одаренных студентов. М., 2010

Конспект лекций В.А. Четвернина, в котором в краткой и доступной форме излагается материал, необходимый для студентов факультета права ГУ – ВШЭ, посещающих еженедельный кружок в лаборатории.

Рекомендуется для особо одаренных студентов.

Полный текст 



РИДЕР "ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ПРАВА"

Тема 1. Типы правопонимания

Учебное пособие предназначено для студентов факультета права ГУ-ВШЭ. Также рекомендуется студентам магистратуры факультета права по специализации «Правовая информатика» и студентам факультета философии к программе «Философия права».  Полный текст


Тема 2. Понятие права

Второй выпуск Ридера "Понятие права" предназначен для студентов факультета права ГУ-ВШЭ. Также рекомендуется студентам магистратуры факультета права по специализации «Правовая информатика» и студентам факультета философии к программе «Философия права».  Полный текст



 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!