• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Трендвотчинг: кардинальные инновации в креативных индустриях и творчестве

Трендвотчинг: кардинальные инновации в креативных индустриях и творчестве

© Artem Zakharov / iStock

Быстрое развитие технологий, адаптация бизнес-процессов к новым экономическим реалиям и изменение запросов аудитории требуют от специалистов креативных индустрий быть в курсе актуальных трендов и проявлять гибкость при реализации проектов. В апреле — мае 2025 года Институт развития креативных индустрий (ИРКИ) факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ провел исследование трендов в сфере творческих отраслей.

В ходе исследования было опрошено более 300 ведущих специалистов, представляющих различные креативные индустрии. Экспертам было предложено спрогнозировать ключевые тенденции, кардинальные инновации и разработки, которые появятся в креативных индустриях и сфере творчества в ближайшие три года.

Как именно изменится креативная экономика под влиянием новых технологий и трендов? Результаты опроса позволяют четко определить основные направления этой трансформации.

Технологические тренды в креативных индустриях: 

 активное внедрение искусственного интеллекта (ИИ) во все креативные индустрии — от генерации контента в рекламе до помощи композиторам в создании музыки; 

 нейротехнологии и носимые устройства, позволяющие считывать метрики тела и создавать новые формы взаимодействия, становятся ключевыми для развития интерактивных медиа и музыки; развитие когнитивных нейроадаптированных носимых предиктивных моделей;

 метавселенные, смешанная и дополненная реальности (AR/MR) используются как инструменты для интеграции брендов в цифровые пространства; интеграция творческих проектов с IoT (интернетом вещей).

Изменения в подходах к творчеству:

 переход от шаблонных решений к экспериментальным подходам;

 персонализация и интерактивность становятся стандартом — от индивидуального опыта на мероприятиях до углубленной персонализации контента в рекламе;

 автоматизация рутинных процессов высвобождает больше времени для креатива; 

 геймификация становится стандартом реализации проектов.

Финансовая оценка результатов творчества: 

 данные и метрики используются для финансовой оценки результатов творчества, большие данные позволяют провести справедливую оценку и определить стоимость продукта на основании полезности для конечного потребителя, что позволит устанавливать равновесную цену на творческие продукты (например, считывание реакции аудитории в интерактивных медиа); 

 рынок маркетплейсов трансформирует творчество, устанавливая новые правила ценообразования и распространения творческих продуктов. 

Образование и наука:

 конвергенция разных наук и репрезентация междисциплинарного инструментария;

 появление новых форматов Practice as Research; 

 дальнейшая конвергенция науки, искусства и просветительства, основанная на инновационных принципах открытой науки;

 цифровизация науки и развитие формата электронных научных журналов создает новые форматы распространения знаний: формирование креативных цифровых площадок и создание репозитория качественных метаданных;

 распространение научных знаний на платформах Open Аccess;

 появление нейросетевых педагогических симулякров.

Социальные и культурные изменения:

 сегментация аудитории на малые сообщества требует более узконаправленных творческих стратегий;

 элитаризация живых событий (концерты, выставки) сочетается с развитием комьюнити и пользовательского контента (UGC); 

 усиление акцента на индивидуальном опыте участника/зрителя, развитие событийной интерактивности.

Ирина Сахно

«Важное место в нашем “Журнале ВШЭ по искусству и дизайну” занимает исследование новейших теорий в области искусства и практик дизайна. В ближайшие годы новые форматы Practice as Research, когда в науку приходят практикующие художники, определят инновационные стратегии издательской деятельности журналов по искусству и дизайну», — рассказывает Ирина Сахно, профессор Школы дизайна ФКИ НИУ ВШЭ, главный редактор «Журнала ВШЭ по искусству и дизайну» / HSE University Journal of Art & Design.

Елена Ермаковишна

«Искусственный интеллект станет помощником в выполнении рутинных задач, что даст больше времени для творчества. В индустрии моды ИИ будет активно использоваться в работе над кампейнами коллекций», — комментирует Елена Ермаковишна, руководитель HSE CREATIVE HUB и преподаватель Школы дизайна, продюсер культурных событий, искусствовед, дизайнер.

Евгения Евпак

«В музыке — элитаризация живых концертов и фокус на работе артиста с развитием сообщества единомышленников, модель рекурсивной мифологизации нарративов музыкального творчества артиста с построением дополнительных веток трансмедиа на основе фанфиков и UGC (user-generated content)», — объясняет Евгения Евпак, композитор, историк музыкальных инноваций, исследователь музыкальной индустрии.

Александр Бару

«Сторителлинг станет основой рекламы», — комментирует Александр Бару, преподаватель дизайн-мышления и маркетинга в Школе дизайна НИУ ВШЭ.

Эксперты считают, что креативные индустрии ждет радикальная трансформация под влиянием новых технологий. Это потребует от специалистов и институций гибкости и пересмотра привычных бизнес-моделей.

Приведенный материал продолжает серию трендвотчинг-исследований ИРКИ НИУ ВШЭ. В 2024 году в рамках прогнозирования рынка труда в креативных индустриях ИРКИ и Школой дизайна НИУ ВШЭ была проведена серия интервью с ведущими специалистами в некоторых областях креативных индустрий. Результаты экспертного опроса были опубликованы в девятом выпуске дайджеста CREATIVE.HSE DIGEST.

Вам также может быть интересно:

Вышка стала соорганизатором Международного диктанта по финансовой безопасности

С 1 по 30 сентября пройдет Международный диктант по финансовой безопасности. Масштабный онлайн-проект разработан с целью повышения осведомленности людей разного возраста о проблемах в сфере экономической стабильности. Тема этого года — «Новые технологии на страже финансовой безопасности: от личной защиты до суверенитета государства». В новом сезоне НИУ ВШЭ вошел в состав организаторов.

Эпоха ИИ: университеты и бигтехи обсудили трансформацию системы образования

В рамках круглого стола, организованного «Яндекс Образованием», эксперты из ведущих университетов и технологических компаний обсудили будущее системы образования и подготовки IT-специалистов в условиях развития технологий искусственного интеллекта. Высшую школу экономики представляла проректор университета Елена Одоевская.

Ученый в цифровую эпоху: как определить свой профессиональный путь в новом мире

Центр научной интеграции НИУ ВШЭ запускает программу «Современный ученый: инструменты развития научной карьеры», ориентированную на развитие профессиональных компетенций молодых исследователей. В течение 6 недель слушатели в синхронном онлайн-формате изучат 5 тематических блоков. Обучение начнется 22 сентября. На программу могут поступить все желающие, имеющие или получающие высшее или среднее специальное образование.

Ученые ВШЭ выяснили, почему люди доверяют науке

Исследователи ИСИЭЗ НИУ ВШЭ проанализировали степень доверия научному знанию в российском обществе и выявили факторы, которые влияют на восприятие. Оказалось, что доверие к науке больше зависит от повседневного опыта, социальных ожиданий и представлений о пользе, а не от объективных знаний. Статья опубликована в журнале «Мир России».

НИУ ВШЭ и Центр им. Дмитрия Рогачева подписали соглашение о научно-практическом сотрудничестве

Высшая школа экономики и Национальный медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева подписали соглашение о научно-практическом сотрудничестве. Подписи под документом поставили ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов и генеральный директор центра Николай Грачев.

Вышка доверит ИИ рутинную работу по созданию программ ДПО

НИУ ВШЭ совместно с EdTech-компанией CDO Global запускает AI-конструкторы для оптимизации разработки курсов дополнительного профессионального образования (ДПО). Новый сервис позволит автоматизировать подготовку учебных материалов и оценочных средств, значительно сократив время и ресурсы, затрачиваемые преподавателями и методистами.

На портале Вышки доступны обновленные «Цифры и факты» и дашборды

Дирекция по аналитике и управлению данными совместно с отделом визуальных коммуникаций разработали новую страницу «Цифры и факты о НИУ ВШЭ» на портале Вышки. Также всем сотрудникам университета доступен дашборд с показателями обновленной программы «Приоритет-2030».

Исследователи изучили, как в малых российских университетах заботятся о студентах

Исследователи из Института образования НИУ ВШЭ провели социологическое исследование в четырех малых неселективных университетах и на основе 135 интервью показали, что в таких вузах забота о студентах имеет двойственную природу. Она объединяет искреннюю помощь с постоянным надзором, напоминая родительскую опеку. Это первое детальное описание того, как формальные и неформальные практики заботы переплетаются в постсоветском образовательном контексте. Исследование опубликовано в British Journal of Sociology of Education.

На Международной летней школе в КНР Вышка поделилась опытом изучения городских стратегий

На фоне усиления глобальной геополитической и технологической конкуренции ведущие китайские вузы Чжэцзянский университет международных исследований и Пекинский университет организовали совместную Международную летнюю школу. Центральной ее темой стало изучение глобальных региональных и городских стратегий развития. Факультет городского и регионального развития НИУ ВШЭ принял участие в работе школы.

ВШЭ и Московский аналитический центр объединят усилия в сфере ИИ

НИУ ВШЭ подписал соглашение о сотрудничестве с ГБУ «Московский аналитический центр». Документ закрепил намерение сторон развивать совместные исследования и внедрять технологии искусственного интеллекта в управление городским хозяйством.