Советы «Мудрой вороны»
23 декабря в Высшей школе экономики состоялось первое заседание дискуссионного клуба для старшеклассников «Мудрая ворона». Клуб, организованный факультетом довузовской подготовки ГУ-ВШЭ в рамках программы «Эрудит», призван служить площадкой для обсуждения результатов первых исследований и волнующих абитуриентов тем.
Название нового дискуссионного клуба старшеклассников — «Мудрая ворона» — естественно, «отсылает» к символу Высшей школы экономики. И символ этот присутствовал в аудитории в виде большой вороны из воздушных шариков, а также на экранах — в анимационных роликах, анонсировавших очередной вопрос для обсуждения.
Общую же тему диспута — «Образование: каким оно должно быть?» — постарались раскрыть в своих выступлениях старшеклассники базовых вышкинских школ и члены программы «Эрудит», которые проводили мини-исследования, а также — в советах и комментариях — старшие коллеги, поделившиеся соображениями о том, как выбрать вуз для поступления и как добиться успеха в жизни.
Владимир Автономов, ординарный профессор и декан факультета экономики ГУ-ВШЭ, рассказал о собственном опыте выбора вуза. По его мнению, выбирать надо, исходя из собственных интересов, слушать, прежде всего, себя, а не только родителей. Так, в свое время увлечение экономикой и географией зарубежных стран, книги, попавшиеся в руки, и люди, оказавшиеся рядом, и привели Владимира Автономова на экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова. Но, по его признанию, надо понимать, что и этот выбор не окончательный. Хорошие вузы учат искать свой путь, понимать свои интересы. Формула успеха, по В. Автономову, — это трудолюбие, внимание, концентрация (так как приходится работать с большим объемом информации) и интерес.
Один из вопросов, обсужденных на заседании клуба, касался платного и бесплатного образования. Группа школьников выступила с небольшой презентацией на эту тему. Директор Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина поделилась своим мнением на этот счет. Образование бесплатным, как и закреплено Конституцией, безусловно, останется. Другое дело, что оно, являясь и общественным, и частным (личным) благом, по определению не может быть только бесплатным. Однако при выборе вуза, по мнению И. Абанкиной, вопрос платности-бесплатности не должен ставиться во главу угла. В университеты люди идут не ради ремесла, а ради свободы вообще, и свободы выбора и свободы развития в частности. Профессия в течение жизни может смениться, а внутренняя свобода, достоинство, уважение к себе и другим — это навсегда, вот ради чего нужно идти в вуз. И выбирать его, не побывав на семинарах, в аудиториях, не пообщавшись со студентами и преподавателями, не ощутив царящей атмосферы в конкретном вузе, не стоит.
В нескольких выступлениях ребят были изложены результаты их собственных исследований: какое образование выбирают нынешние абитуриенты, какие профессии сейчас востребованы больше всего. По данным ребят, половина абитуриентов при выборе вуза и профессии руководствуются собственным интересом, четверть ребят делает выбор, ориентируясь на размер будущей заработной платы, 20 процентов — востребованностью профессии. Остальные абитуриенты (5 процентов) оказываются послушными детьми и следуют только рекомендациям своих родителей. Что же касается востребованных профессий, то сегодня первую пятерку составляют менеджеры по продажам, помощники руководителя, бухгалтеры, продавцы и программисты.
Наталья Диркс, директор Центра сопровождения клиентских операций Сбербанка России, призвала не игнорировать и мнение родителей, которые «плохого не посоветуют». К этому обязательно нужно добавить и качество будущего образования, для чего стоит узнать о вузах как можно больше. Образование, по ее мнению, формирует мировоззрение, которое дает возможность свободно ориентироваться в меняющемся мире. По словам Н. Диркс, интерес, семья, хороший вуз, старание человека позволяют достичь максимального успеха в жизни.
Декан факультета довузовской подготовки ГУ-ВШЭ Светлана Квашонкина добавила ко всем этим критериям еще один — комфортность. Учиться, считает она, должно быть комфортно. Конечно же, речь идет не о стульях и другой мебели, а скорее об ощущениях и возможностях. Вышка в этом смысле — один из самых продвинутых вузов. К примеру, если университеты России только переходят на систему обучения по схеме «4+2» (бакалавриат и магистратура), то в Высшей школе экономики так было всегда. Эта система дает большие возможности как при выборе образовательной траектории, так и для ее коррекции в ходе обучения.
Школьники в исследованиях определили критерии выбора вуза. На выбор влияют такие факторы, как статус вуза и его престижность, перспективы трудоустройства, специализация, наличие приема по результатам ЕГЭ, наличие военной кафедры или отсрочки от службы в армии. Есть и сопутствующие: близость к дому, наличие общежития, доступ в Интернет, возможность совмещения учебы с работой. Интересно, что школьники проводили опрос не только среди своих сверстников, но и среди нынешних студентов. Так вот, значимость такого критерия, как возможность совмещения учебы с работой, у студентов значительно больше, нежели у абитуриентов.
Имеющий косвенное отношение к проблеме выбора вуза вопрос о службе в армии, тем не менее, не был обойден вниманием. По результатам опроса, лишь один процент 15–16-летних юношей хотел бы служить в армии. «Нет» ответили 87 процентов. Как избавиться от выбора: вуз или армия? Школьники предлагают заниматься патриотическим воспитанием, а также ввести медицинскую (для девочек) и военную (для мальчиков) подготовку в школах. Кроме того, нужны льготы при поступлении в вузы отслужившим в армии. Один из инструментов решения проблемы — повышение престижности обучения в военных вузах, привлекательности дальнейшей работы по военным специальностям.
Школьники, участвующие в программах довузовской подготовки ГУ-ВШЭ, совершенно резонно и вполне прагматично обратились к вопросу о том, какова будет ситуация на рынке труда к тому времени, когда они закончат обучение в вузах. Проведенные ими исследования показали, что наиболее востребованными окажутся инженерные специальности (особенно в сочетании с экономическим или юридическим образованием и знанием иностранных языков), программисты и web-дизайнеры, логистики и маркетологи, специалисты в сфере экологии, медицины, биотехнологий. В результате исследования был выявлен парадокс современного рынка труда, на котором, с одной стороны, продолжается процесс более глубокой специализации, а с другой — требуются специалисты, обладающие компетенциями сразу в нескольких сферах. Что же касается занятости населения, уровня безработицы, то через семь лет, согласно прогнозам, безработица снизится, но не за счет роста числа рабочих мест, а за счет сокращения трудоспособного населения.
В процессе обсуждения у дискуссантов возникло много вопросов. На самые интересные из них, отобранные пресс-службой клуба, ответили Ирина Абанкина и Светлана Квашонкина. Активные участники диспута получили в подарок книги и сувениры с символикой ГУ-ВШЭ. Лучшими докладчиками были признаны два юных исследователя — Сева Попов за работу о влиянии безработицы на поведение человека (в гендерном аспекте) и Александра Гришаева за прогностическое исследование состояния рынка труда через семь лет.
Следующее заседание клуба «Мудрая ворона» запланировано на март.
Андрей Щербаков, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото Никиты Лисатова
Вам также может быть интересно:
Задания олимпиады «Высшая проба» станут ближе к практике
До 8 ноября продолжается регистрация на олимпиаду «Высшая проба», которая входит в топ-5 крупнейших олимпиад школьников. Все ее 28 профилей включены в Перечень олимпиад школьников и их уровней на 2023/24 учебный год. «Высшую пробу» поддерживают крупные российские работодатели и фонды. Рассказываем, в чем заключается их интерес и каковы особенности заданий, которые они предлагают школьникам.
ВШЭ увеличивает количество профилей в партнерской школе № 2107
В новом учебном году в этой школе, управляющий совет которой возглавляет проректор ВШЭ Вячеслав Башев, увеличится количество профильных направлений, разработанных при поддержке университета. Кроме того, старшеклассники, участвующие в проекте «Распределенный лицей ВШЭ», будут посещать факультетские дни в Вышке вместе с учениками Лицея ВШЭ и школы «Покровский квартал».
Почему в «Эрудите» интересно учиться
Очередной учебный год в клубе «Эрудит» факультета довузовской подготовки ВШЭ завершился небольшим музыкальным вечером. Но, конечно, не только музыка и танцы каждый год привлекают на программу новых школьников. Занятия здесь умеют превратить в игры и даже в путешествия, которые интересны и старшеклассникам, и тем, кто в силу возраста пока не думает всерьез о поступлении в вуз. Осенью 2015 года программа «Эрудит» запускается уже и для школьников 5-6 классов, с ними занятия будут проходить раз в неделю.
Интеллектуальная игра IQ-2012: день «Сурков»
В конце декабря в Культурном центре Высшей школы экономики прошла, уже ставшая традиционной, открытая Интеллектуальная игра IQ для школьников Москвы и Подмосковья, организованная факультетом довузовской подготовки ВШЭ.
Бал «1812 годъ»
7 марта в Культурном центре Высшей школы экономики прошел бал, посвященный 200–летней годовщине победы России в Отечественной войне 1812 года, в котором приняли участие школьники — слушатели программы факультета довузовской подготовки ВШЭ «Эрудит». Впечатления участников.
На пути к финалу
17 декабря в Высшей школе экономики факультет довузовской подготовки ВШЭ провел четвертьфинал интеллектуальной игры «Лабиринт», в которой приняли участие победители рейтинга – слушатели программы «Эрудит».
Актуальная эрудиция
15 декабря на факультете довузовской подготовки Высшей школы экономики прошло очередное заседание дискуссионного клуба «Мудрая ворона», в котором приняли участие слушатели программы «Клуб Эрудит» и ученики базовых школ университета.
Главный приз IQ-игр ВШЭ нашел своего первого владельца
В конце февраля в Культурном центре Высшей школы экономики состоялся финал интеллектуальной игры IQ среди старшеклассников. Определились призеры и победитель – команда «Круг 2».
В русском стиле
5 февраля в одном из залов Храма Христа Спасителя прошел традиционный зимний бал программы «Эрудит» факультета довузовской подготовки Высшей школы экономики.
Город Солнца и правовое государство
С 5 по 9 января в подмосковном интернате МИДа России работала первая Всероссийская историко-правовая (ВИП) школа, которую организовали дирекция по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися, сотрудники и студенты факультета права, факультета истории и Института гуманитарных историко-теоретических исследований ВШЭ. ВИП-школа задумывалась как педагогический эксперимент. О его результатах рассказывают организаторы, руководители и участники Зимней школы.