«Я благодарен родителям, что не испугались "коммерции" и дали мне отличное образование»
Что ждет первокурсников ОП «Международные отношения»? Как попасть на языковую стажировку? Получается ли совмещать учебу с «внеучебкой» и работой? Реально ли удержать скидку? Ответы на эти и другие вопросы – в интервью выпускника Факультета мировой экономики и мировой политики, номинанта премии «Серебряный птенец 2020» Никиты Синопальникова.
Никита, почему ты выбрал именно Факультет мировой экономики и мировой политики (ФМЭиМП)? После четырех лет учебы можешь сказать, что не ошибся?
Я выбрал программу «Международные отношения», потому что видел в себе гуманитария, не чурался истории, был готов изучать второй язык. Если бы пришлось выбирать сейчас, я бы поступил сюда еще раз.
Были сложности при поступлении?
Я завалил ЕГЭ – не перенес ответы в бланк, когда писал английский язык. Но мне повезло: получил ровно на один балл выше минимального. Чувствовал стыд перед родителями. Я благодарен им, что они не побоялись взять на себя бремя «коммерции». Родители дали мне возможность получить отличное образование и обрести уверенность в завтрашнем дне. Только сейчас осознаю, каких сил им стоило заработать деньги на мое обучение. Тогда полученная 25%-ная скидка казалась утешительным призом. Скидки я в процессе учебы как терял, так и восстанавливал.
Какой преподаватель за время учебы произвел большее впечатление?
Были преподаватели, которые дали нюхнуть пороху. Именно они сняли с меня розовые очки. Были те, которые показали, какой прекрасной может быть жизнь. Они научили любить науку и труд.
Екатерина Геннадьевна Энтина – мой научный руководитель и самый лучший балканист! Она не только читала все мои перлы, но и стала настоящим наставником, другом. За это я ей бесконечно буду благодарен. Ольга Валентиновна Афанасьева – преподаватель «Рекламы и связей с общественностью». Они вместе с Яной Ерофеевой были нашими лучшими партнерами во многих авантюрах и, я верю, еще не раз будут. Григорий Валерьевич Лукьянов, преподаватель нашего факультета и один из лучших специалистов по Ближнему Востоку и Северной Африке. Он обладает редким талантом увлечь окружающих любовью к своему делу.
Сложно было учиться? Хватало ли времени на личную жизнь?
Было сложно. Я учился учиться заново. Выходных не было, бывали только минуты «перекура». Не забуду, как из-за усталости сел на электричку не в ту сторону и уехал в область.
Всегда приходилось делать выбор между «поиграть в настолки с ребятами» или «продолжить зубрить арабский язык».
Отдыхал я только тогда, когда занимался проектами, в которых вызвался работать волонтером или организовывал сам. Однако я встретил и верных друзей, и любовь
Правило успевать все простое – занимайся тем, что тебе нравится. А если люди не разделяют твой стиль жизни, с легким сердцем отпускай их. На их место придут те, кто станут твоими спутниками.
Ты активно участвовал во внеучебной жизни Вышки. Какие проекты или мероприятия особенно запомнились?
Первое – это Большой театр, игра-симуляция международных отношений и интегрированных коммуникаций. Наша команда, костяк которой составляют Екатерина Энтина, Ольга Афанасьева, Яна Ерофееева, Елена Афанасьева и Александр Наджаров, сделали один из лучших профориентационных проектов, его участниками стали старшеклассники из России, Сербии, Молдавии и Приднестровья.
Второй проект – зимняя школа по международным отношениям. Тогда я первый раз был не просто волонтером, но помогал Екатерине Энтиной и Евгении Батрак организовывать этот проект. Время, проведенное тогда в Вороново, научило меня многому.
И еще Межрегиональная презентация факультета МЭиМП– первый проект, который я организовал самостоятельно. Горжусь этим проектом: благодаря ему я сломал свой страх публичных выступлений.
Ты ездил на стажировку в Ливан, расскажи, чем там занимался, как нашел эту стажировку, как проходил отбор.
Эту стажировку помог организовать Мурад Садыгзаде – основатель Российской Ближневосточной Ассоциации, выпускник нашего факультета, мой хороший друг. Главным критерием отбора была человеческая адекватность, все-таки это относительно рискованная поездка в арабскую страну, граничащую с Израилем и Сирией. По крайней мере, мне так казалось.
В этой поездке я пережил первый культурный шок. Начиная с пограничного контроля, где пришлось объяснять сотрудникам безопасности, почему голубоглазый блондин сказал «мархаба» (marhaba, с арабского – здравствуйте, прим. ред.), и заканчивая разговорами с арабскими таксистами. Фактически это была языковая практика 24/7. Также я познакомился с первоклассными преподавателями, встретил хороших ребят, полюбил местную кухню, посетил Бейрут, Баальбек и Саиду, побывал на ливанской свадьбе. Наконец, меня приняли в ливанскую семью.
Возможно ли, по твоему опыту, студентам ФМЭиМП совмещать учебу с работой, стажировкой?
Когда хочешь попробовать как можно больше за четыре года бакалавриата, концепция «успеть везде и на отлично» становится необходимостью. Совмещать все реально тогда, когда есть понимание, ради чего ты этим занимаешься. Проще становится, когда рядом сильные и надежные люди, готовые поддержать и помочь. Со второго курса я работаю на нашем факультете. Сначала в приемной комиссии, потом учебным ассистентом, далее помощником заместителя декана и академического руководителя – Екатерины Энтиной. Именно благодаря ей мне посчастливилось также посетить Каир и Александрию во время второй языковой стажировки. Я научился торговаться с арабами, выпутываться из кризисных ситуаций, договариваться с местными.
Как прошел твой выпускной в онлайн-формате?
Я работал. Сейчас разгар приемной кампании, которую мы с командой перенесли в онлайн. Под песни Меладзе мы готовили очередной пост для абитуриентов, но «Притяженья больше нет» все же станцевал с любимой.
Какие преимущества дает наша программа для трудоустройства?
Не буду рассказывать подробности, об этом можно прочитать в нашей группе ВКонтакте. Скажу только, что в процессе обучения включается мозг и постепенно приходит осознанность. Это то, чего не хватает многим взрослым людям. Начинаешь нести ответственность за свою жизнь, отстаивать свое мнение и выдвигать инициативы. Работодатели это ценят.
Интервью подготовлено Анастасией Ковалевой.
Бакалаврская программа «Международные отношения» основана на собственной, не имеющей аналогов в России, образовательной концепции и направлена на подготовку специалистов-международников, обладающих фундаментальными экономическими знаниями. Студенты изучают философию и историю мировых религий, теорию международных отношений и международного права, национальной и международной безопасности. Высочайший профессиональный уровень и свободное владение двумя иностранными языками позволяют выпускникам проходить практику в качестве аналитиков и исследователей в крупнейших как российских, так и международных компаниях и организациях.