• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Представление" Сергея Лозницы

Фильм "Представление" — опыт авторской деконструкции материалов советской пропаганды. Он состоит из кинохроники второй половины 1950-х — начала 1960-х годов. Это время после смерти Сталина, получившее название "оттепели".

17 марта в Культурном центре ГУ-ВШЭ прошло очередное заседание "Клуба любителей документального кино". На собрании состоялся премьерный для России показ нового фильма режиссера Сергея Лозницы "Представление".

Сергей Лозница — режиссер-документалист. Родился в 1964 г. в Белоруссии. Учился в Киеве и Москве. По первому образованию — математик. По второму — режиссер (с отличием окончил ВГИК). Работал инженером-кибернетиком, переводчиком с японского языка, режиссером Санкт-Петербургской студии документальных фильмов. С 2001 г. живет и работает в Германии. Автор ряда неигровых фильмов, неоднократный победитель и призер международных кинофестивалей.

Ведущий встречи, вице-президент Гильдии неигрового кино и телевидения Григорий Либергал, напомнил, что в потрясшем многих фильме "Блокада" (2005 г.) Сергей Лозница уже использовал замену закадрового текста в материалах советской кинохроники фонограммами естественных шумов. В "Представлении", имевшем другие авторские задачи, часть дикторского текста была сохранена.

Далее Либергал зачитал присутствующим письмо автора фильма, в котором, в частности, говорилось, что в картине использованы материалы пропагандистского киножурнала "Наш край". "В моем распоряжении, — пишет Лозница, — было около 100 часов киножурналов, представляющих Советский Союз 1960-х годов от Балтийского моря до Волги. Точнее, представляющих представление о Советском Союзе, которое, как мне кажется, давно уже настало время отрефлектировать".

Фильм "Представление" Сергея Лозницы
Фильм "Представление" Сергея Лозницы
Фильм "Представление" — опыт авторской деконструкции материалов советской пропаганды. Он состоит из кинохроники второй половины 1950-х — начала 1960-х годов. Это время после смерти Сталина, получившее название "оттепели". В те годы в Советском Союзе прекратились массовые политические репрессии, началась частичная реабилитация безвинно репрессированных и частичная либерализация общества. С этим временем связаны первые космические достижения СССР, освоение Целины, развертывание масштабной программы строительства городского многоквартирного жилья, подъем литературы и искусства — так называемое "шестидесятничество", а также заверения Никиты Хрущева о построении коммунизма к 1980 г.

В фильме мелькают кадры хроники с характерными для эпохи сценами городского и сельского труда и быта, строительства, культурного досуга, самодеятельности, выступлений поэтов, писателей, музыкантов, драматургов, товарищеских судов, бодрых рапортов об очередных трудовых подвигах, приема в пионеры, "выборов" в органы власти…

После демонстрации фильма состоялось традиционное обсуждение увиденного.

Евгений Ясин, научный руководитель ГУ-ВШЭ, отметил, что "Это была удивительная страна. С одураченным народом, который, наверное, был в каком-то смысле даже счастлив. Особенно в это время. Не потому что он хорошо жил, а потому что перед этим была война, ужасы, испытания".

Интересны были выступления очевидцев событий тех лет, которые поделились своими воспоминаниями, что дополнило материал фильма.

Фильм "Представление" Сергея Лозницы
Фильм "Представление" Сергея Лозницы
По мнению Никиты Соколова, шеф-редактора журнала "Отечественные записки", "все сюжеты фильма внутренне самофальсифицированы", т.е. герои хроники неискренни, из чего следует, что фильм посвящен выявлению обмана, самообмана и подмены действительности, массово производившихся в сознании советских людей.

Другие участники дискуссии, напротив, рассуждали о наивности и невиновности простого народа, искренней вере в идеалы коммунизма, мощи и эффективности государственной пропаганды.

Ирина Ясина, вице-президент фонда "Либеральная миссия", заметила, что эпизоды, запечатлевшие советские "выборы" напомнили ей "2-е марта 2008 г.". Были и другие реплики, в которых отмечались явно прослеживаемые параллели между материалами картины и сегодняшними явлениями в России. Таким образом, фильм Сергея Лозницы, который, казалось бы, относится к жанру исторического исследования, в этом контексте может рассматриваться и как фильм-предупреждение о ближайшем будущем.

Виктор Пушкин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

В партнерстве с Вышкой стартовала региональная программа VII молодежного форума «Наследие»

11 октября в Белом зале Дома Дурасова кампуса НИУ ВШЭ на Покровке состоялась торжественная церемония открытия региональной программы VII Молодежного форума «Наследие». Начиная со второго форума к столичным вузам в этом образовательном проекте Департамента культурного наследия города Москвы присоединились учебные заведения по всей стране. В этом году в «Наследии» принимают участие команды из десяти регионов России — Владимира, Воронежа, Красноярска, Республики Крым, Нижнего Новгорода, Самары, Санкт-Петербурга, Саратова, Тюмени, Челябинска.

Патриотический институт: новая глава в истории питерской Вышки

Эксперты Вышки — ученый секретарь НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Давид Гигаури и преподаватель Санкт-Петербургской школы гуманитарных наук и искусств Роман Петров — провели онлайн-экскурсию по обновленному кампусу университета в городе на Неве. В частности, они рассказали о реконструкции Патриотического института на Васильевском острове. Встреча состоялась в рамках образовательной программы молодежного форума «Наследие».

В нижегородской Вышке состоялась защита проектов участников второго потока программы «Лидеры наследия»

Образовательная программа, направленная на сохранение и развитие объектов исторической среды, реализуется совместно НИУ ВШЭ – Нижний Новгород, АНО «АСИРИС», ННГАСУ и КУПНО. Ее основной целью стало выявление привлекательных инвестпроектов в области исторического и культурного наследия в городах и поселениях Нижегородской области, а также объединение ресурсов власти, профессиональных сообществ, активистов и бизнеса для решения задач комплексного развития исторических территорий.

Оцифровка рукописей: месяцы поиска могут превратиться в часы и даже минуты

Российский научный фонд поддержал проект «Культурное наследие России: интеллектуальный анализ и тематическое моделирование корпуса рукописных текстов». Его задачей является разработка методики автоматизированного анализа информации, содержащейся в рукописях, минуя обработку источника вручную. HSE Daily побеседовало с руководителем проекта — заведующей Лабораторией региональной истории России факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ профессором Екатериной Болтуновой.

Отец и сын: задокументированная попытка понять друг друга

15 октября прошла организованная ВШЭ и Фондом «Либеральная миссия» встреча Клуба любителей документального кино, в программе которой был представлен фильм «Отец и сын» Павла и Марцеля Лозинских.

Россия кончилась. Вперед, Россия!

15 февраля в Высшей школе экономики прошел круглый стол «Российская ментальность и вызовы времени», организованный университетом совместно с фондом «Либеральная миссия». Поводом для дискуссии стала выпущенная фондом книга «Куда ведет кризис культуры?».

Вишленкова Е.А. Визуальное народоведение империи, или «Увидеть русского дано не каждому». М.: Новое литературное обозрение, 2011

В книге анализируются графические образы народов России, их создание и бытование в культуре.

Новый директор Политехнического

12 июля приказом министра культуры РФ директором Политехнического музея назначен заведующий кафедрой управления наукой и инновациями факультета государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ Борис Салтыков.

Шекспир и Толстой как работодатели

7 апреля в рамках XI Международной научной конференции ГУ-ВШЭ по проблемам развития экономики и общества прошел круглый стол «Экономика культуры как фактор развития территорий».

Чтобы привести человека в правильное состояние духа

23 марта в Культурном центре ГУ-ВШЭ состоялась очередная встреча из цикла «Важнее, чем политика», организованная фондом «Либеральная миссия». На этот раз гостями вечера были режиссер документальной киноленты «Подстрочник» Олег Дорман и книгоиздатель Сергей Пархоменко. Добавлена видеозапись