• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

На летней школе изучили этапы создания онлайн-курсов от замысла до воплощения

Как создать идеальный массовый онлайн-курс? Любые ли дисциплины могут быть реализованы в этом формате? Каковы механизмы маркетингового продвижения таких курсов и какова роль психометрической аналитики в их разработке? Ответы на эти и другие вопросы искали слушатели летней школы «МООС: от замысла до воплощения», организованной Центром развития образовательной среды ВШЭ.

MOOC в университетах

Сегодня массовые онлайн-курсы (МООС) — одно из самых динамично развивающихся направлений дистанционного образования. Свои курсы предлагают передовые мировые университеты, их читают лучшие в своей области специалисты и исследователи, а аудитория ведущих образовательных платформ (Khan Academy, Coursera, Udacity) исчисляется миллионами пользователей.

Основная задача школы — познакомить слушателей с наиболее успешными мировыми проектами по созданию массовых открытых онлайн-курсов, с существующими технологиями в этой области, а также методами продвижения курсов. «Важно формировать общее понятийное поле и общее понимание проблем, делиться опытом и находками, потому что без диалога, нормальной научной дискуссии, развитие невозможно, — считает проректор ВШЭ Сергей Рощин. — Именно поэтому мы заинтересованы, чтобы как можно больше коллег и университетов имели опыт в создании MOOC и делились им — это создает общее пространство для совместного развития. И именно поэтому Вышка организовала эту школу».

Разработчикам онлайн-курсов нужно по-новому взглянуть на традиционные способы оценки, а также быть готовыми к творчеству и созданию новых инструментов

Аббакумов Дмитрий Федорович
научный сотрудник Центра мониторинга качества образования

«Высшая школа экономики является лидером среди российских университетов по внедрению MOOC на нашей платформе, — говорит Инесса Роман-Погоржельская, отвечающая за взаимодействие Coursera с российскими партнерами. — В 2014 году у нас было запущено 22 курса ВШЭ, часть из них на русском языке, часть — на английском. Так что мне кажется правильным, что именно Вышка задает тон, делится своим опытом с другими университетами».

На школу в Учебный центр ВШЭ «Вороново» приехали представители 10 российских университетов. Некоторые из них только планируют разрабатывать собственные курсы в формате MOOC, у других уже есть конкретные планы по размещению курсов на крупнейшей образовательной платформе Coursera. В школе также приняли участие люди из бизнеса, делающие ставку на использования MOOC для корпоративного обучения.

«Можно спорить о том, чем являются для современного образования массовые открытые онлайн-курсы — вызовом или возможностью, но это не отменяет того факта, что в ближайшие годы онлайн-образование будет продолжать набирать обороты, — считает один из спикеров школы, научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Дмитрий Аббакумов. — Вопрос, какое участие в этом будет принимать Россия: смотреть со стороны или разрабатывать новые технологии, предлагать свои решения. Например, одним из вызовов в MOOC сегодня является поиск оптимальных инструментов оценивания знаний студентов. Это значит, что разработчикам онлайн-курсов нужно по-новому взглянуть на традиционные способы оценки, а также быть готовыми к творчеству и созданию новых инструментов».

Спикерами школы стали организаторы онлайн-проектов из вузов, входящих в топ-50 в мире (по версии Times Higher Education): Лорен Оуэнс из универстета Пенсильвания, Бет Сайсон из Университета Калифорнии, Ден Гроссман, университет Вашингтона. «Понимание того, как организованы основные процессы разработки и использования курсов в ведущих университетах мира, возможность задать экспертам интересующие вопросы — это залог успеха будущих проектов участников школы», — считает директор Центра развития образовательной среды ВШЭ Евгения Кулик.

MOOC от Танзании до Сибири

Результатами трехдневной работы на школе стали индивидуальные и групповые проекты участников по созданию массового онлайн курса, а также стратегии его внедрения и маркетингового сопровождения.

Ольга Ечевская из Новосибирского государственного университета рассказала о том, что ей как руководителю проекта по созданию MOOC полезно было увидеть процесс целиком — от задумки до запуска, понять, как это может быть организовано в вузе и про какие вещи нельзя забывать, разрабатывая онлайн-курсы в таком формате (об интеллектуальном праве на фотографии, о предсказуемости ответов в тестах, о грамотности самих вопросов и др.). «У нас уже был опыт создания открытых онлайн курсов, тогда на предварительном этапе выпало несколько ключевых моментов, из-за чего очень многое пришлось делать заново уже после того, как видео было снято, — рассказывает она. — Интересно было посмотреть и на техническую работу — как снимают, на каком оборудовании. Для наших преподавателей, которые также приехали на школу, очень полезной оказалась мастерская «Планирование содержания курса — технология и приемы». Например, у нас были сомнения, включать ли в курс лабораторные съемки, теперь мы точно знаем, что они нужны, опыт коллег показывает, что они привлекают аудиторию».

Очень полезной оказалась информация, представленная спикерами из американских университетов, выступавшими по скайпу. Есть ощущение, что мы не изобретаем велосипед, а работаем в одном ключе с ведущими вузами, имеющими опыт в создании и внедрении MOOC

Станислав Белецкий планирует развивать онлайн-образование в университете Додомы (Танзания), где он преподает русский язык студентам — будущим экскурсоводами и где через год планируется открыть совместный с Сибирским федеральным университетом бакалавриат по русской филологии. В Танзании бакалавриат длится три года, в России — четыре. Возникла идея отправлять студентов на четвертый год в Россию, чтобы они получали еще российский диплом, а академическую разницу в дисциплинах и часах частично должны покрыть различные дистанционные курсы, в том числе в формате MOOC.

По словам Станислава, уже на школе у него родилась идея создания онлайн-курса для подготовки к тестированию по русскому языку как иностранному. Такой продукт, по его мнению, будет востребован иностранцами, которым по какой-то причине необходим сертификат, и мигрантами, которые уже живут в России и собираются получить гражданство РФ.

«Мы пока находимся на стадии разработки необходимой документации, впереди — технологическая разработка и апробация этих курсов. Поэтому для меня было важно посмотреть на то, какие ошибки совершают обычно новички, увидеть на примерах, как надо, а как не надо снимать, — говорит Наталья Назарова, заместитель директора Института открытого образования (Нижегородский государственный университет). — Очень полезной оказалась информация, представленная спикерами из американских университетов, выступавшими по скайпу. Есть ощущение, что мы не изобретаем велосипед, а работаем в одном ключе с ведущими вузами, имеющими опыт в создании и внедрении MOOC».

По словам Ирины Китицы, руководителя Вебинар-Академии в компании Webinar.ru, первый онлайн-курс, созданный компанией, объяснял клиенту, как грамотно пользоваться этой платформой для того, чтобы добиться успеха в бизнесе, как использовать вебинары для онлайн-обучения, маркетинга и продаж. «Мы планируем включить несколько видеороликов в новый курс по внедрению дистанционного обучения в компаниях, поэтому для меня на школе было главным понять, как происходит процесс самой съемки».

 

Инесса Роман-Погоржельская о трендах массового онлайн-образования глазами Coursera:

Глобализация образования. Тренд очевидный, например, количество пользователей из США и Канады (31 %) на Coursera сопоставимо с количеством пользователей из Европы (27%) и Азии (27%), но что он значит для университетов? Усиливается конкуренция — теперь нужно конкурировать не только с вузами в своем городе или в стране, но и с ведущими университетами мира.

Мобилизация образования. Люди переходят на планшеты, телефоны и активно используют их образовательных целей (30% учащихся пользуются Coursera с мобильных устройств, 60% из них используют только мобильные).

Образование для карьеры. Большинство пользователей Coursera — это взрослые люди с образованием и полной занятостью, которые проходят онлайн-курсы не просто чтобы узнать что-то новое, у них есть конкретные карьерные цели. С помощью MOOC многие добирают навыки, которые им не дали в университете. Особенно это заметно в таких областях, которые либо не существовали 10 лет назад, либо очень активно развиваются — разработка мобильных приложений, большие данные, геймификация. Фактически люди получают новые специальности.

Образование по требованию. Люди хотят получать доступ к знанию тогда, когда у них есть на это время, а не когда начинается какая-то сессия. Поэтому Coursera сейчас переводит все курсы в формат по требованию — человек может в любой момент начать занятия.

Индустрия + вузы. Индустрия, бизнес все больше вовлекаются в процесс онлайн-образования вместе с вузами, и учащиеся очень ценят, когда в рамках курса они делают конкретный проект для конкретной компании.

Симбиоз онлайна и оффлайна. Онлайн-технологии становятся частью очного учебного процесса в университете, благодаря чему преподаватели могут не тратить время на рутинные вещи, большинство слушателей говорят о том, что предпочли бы осваивать материал по лекциям, а не по учебнику.

Обучение, основанное на данных. Образовательные платформы дают возможность для серьезной аналитики, в частности, можно анализировать аудиторию и ее запросы, а затем использовать эту информацию для достижения стратегических целей университета.

Вам также может быть интересно:

От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике

С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).

Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.

Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей

В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.

Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР

24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.

«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки

Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.

В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ

Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.

«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»

Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.

«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства

Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.

«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа

Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.

Завершила работу I Летняя школа для студентов, аспирантов и молодых ученых «Религия и право»

В начале июля в Высшей школе экономики состоялась летняя школа для молодых исследователей по религии и праву. Мероприятие было организовано Научно-образовательной теологической ассоциацией (НОТА), НИУ ВШЭ, Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) и Московской духовной академией (МДА). Участниками стали представители 15 вузов из 14 регионов.