«Я на своем месте — на стыке бизнеса и IT»
Второкурсник бакалаврской программы двух дипломов НИУ ВШЭ и Лондонского университета «Прикладной анализ данных» Денис Шилов разработал нейроинтерфейс Reface, способный управлять смартфоном, «считывая» мимику. В 2020 году он стал лауреатом стипендии Ильи Сегаловича. О программировании и будущем проекта студент рассказал новостной службе портала.
Об идее проекта
Два года назад я увидел рекламу устройства Muse (девайс в виде ободка, который считывает ритмы мозга и интерпретирует их в звуки природы, способные успокоить или сконцентрировать внимание в зависимости от состояния человека — прим.ред.). Я уже интересовался такими продуктами, поэтому подумал, что из данных в Muse можно выковырять что-то интересное и купил устройство. Изучив Muse, я понял, как вытащить информацию о мимике человека, юзая всего две точки, расположенные за ушами. Затем я задумался, где это можно применить.
О задачах Reface и его пользе для бизнеса
Я разрабатываю девайс для определения мимики лица по двум точкам на голове за ушами. С этих точек «считывается» электрический сигнал, который передается в приложение на телефоне. Сигнал обрабатывается специальным образом — и на выходе (внутри приложения) определяется, к примеру, моргнул ли человек, посмотрел ли вбок и так далее.
Эту информацию можно применять сразу в нескольких сферах. Во-первых, так можно управлять техникой: например, моргнул три раза — на смартфоне выключилась музыка. Это применимо для аудитории, которая сейчас использует умные колонки (только мой девайс удобнее: не нужно ничего говорить). Кроме того, нейроинтерфейс поможет, когда нет возможности ни говорить, ни нажимать на кнопки, например, когда смартфон в сумке, а человек едет в метро. Сейчас это особенно актуально: не нужно постоянно доставать телефон, что уменьшает вероятность, что на нем окажется вирус.
Во-вторых, Reface помогает отслеживать, насколько у человека, сидящего за монитором, устают глаза. Есть определенная норма морганий в минуту: если человек превышает ее, то приложение предупреждает, что ему надо дать глазам отдохнуть. Думаю, это важно. Многие люди (а из-за удаленной работы — еще больше, чем раньше) работают за компьютером — глаза устают и болят, зрение портится.
В-третьих, нейроинтерфейс может проводить мониторинг усталости работников (и их продуктивности) в течение дня.
По количеству морганий (а также зевков) в минуту можно определить степень утомления человека
Эта информация окажется полезной для компаний, которые хотят правильно управлять персоналом (давать столько задач, сколько человек реально может выполнить).
Об инвесторах и планах
В начале 2019 года у меня было черновое приложение с демонстрацией работы. Понадобилось полтора года, чтобы довести проект до настоящего состояния.
Главный челлендж сейчас — сделать свое железо: на сегодня весь софт работает с девайсом другой фирмы. Это обязательно нужно сделать, потому что устройство другой фирмы не предназначено для моего приложения и неудобно для постоянного ношения. Я собирался закончить разработку бета-версии в мае, но из-за коронавируса сроки сдвинулись: сейчас новый срок — июль.
По моему плану — после окончания разработки бета-версии нужно будет протестировать рынок, понять, как и для чего люди используют продукт (это если мы говорим о продажах людям, а не бизнесу), а также насколько активно компании хотят закупать решение для мониторинга усталости. С этими данными (либо в процессе их сбора) планирую найти инвестора: деньги необходимы, чтобы нанять команду (после бета-версии надо будет дорабатывать продукт) и масштабировать проект.
Сейчас я работаю Middle Android Developer в Daoffice (это компания, которая разрабатывает корпоративные соцсети) примерно по четыре часа в день, учусь и занимаюсь своим проектом. Конечно, в перспективе хотелось бы сконцентрироваться на нем полностью, но это произойдет, когда я буду тестировать бета-версию и найду инвестора. До этого уходить с работы, на мой взгляд, неоправданный риск, тем более что сил и времени она у меня отнимает немного.
Думаю, я на своем месте: на стыке бизнеса и IT. Мой дедушка вспоминает историю, как он хотел поехать на рыбалку, и ему для этого нужны были черви. Я подрядил всю детсадовскую группу копать для меня червяков, руководил их добычей. В итоге дедушка на рыбалку не поехал, а черви остались. Я отдал их на хранение мальчику, и его мама очень удивилась, когда ночью черви расползлись по всей квартире. Еще в детстве я очень много играл с электротехникой (конструктор «электроник», например) и собирал всякие схемы. Уже в 11 скачал самоучитель по Python, а через два года попробовал разрабатывать под Android.
Об учебе в Вышке
Для меня самые полезные дисциплины — это дискретная математика и линейная алгебра. Очень жаль, что по этим предметам у меня оценка «хорошо»: они действительно интересные, но доучивать их до «отлично» у меня на первом курсе не хватало времени. На первом курсе программирование направлено на то, чтобы человек просто начал программировать, а я занимаюсь этим с детства, поэтому меня предмет не впечатлил. Из дисциплин второго курса, думаю, особенно полезны статистика, дискретная математика и алгоритмы и структуры данных.
Бакалаврская программа двух дипломов НИУ ВШЭ и Лондонского университета «Прикладной анализ данных» готовит аналитиков и специалистов «data scientist», которые владеют методами машинного обучения, навыками разработки программного обеспечения, работы с большими данными и построения аналитических моделей для бизнеса. Выпускники программы становятся ведущими специалистами в современных финансовых организациях, консалтинге, IT-компаниях и стартапах.