Север как способ познания
В августе нынешнего года прошла вторая международная летняя школа в Лапландии: российские и финские студенты провели две незабываемые недели в одном из красивейших мест планеты — в природном заповеднике на севере финской Лапландии. О целях, идее, уникальности школы рассказывает ее организатор, профессор кафедры прикладной политологии Сергей Медведев*.
— Сергей Александрович, расскажите, пожалуйста, об основной идее летней школы в Лапландии.
— В прошлом году мы только нащупывали основную идею и рассматривали Север как нетрадиционное "место встречи" Европы и России. В этом году попробовали осмыслить Север как некий глобальный экологический дискурс, который заставляет иначе взглянуть на взаимоотношения человека и природы, переоценить парадигму модерна, парадигму безостановочного расширения человеческого присутствия и потребления.
— В 2008 году школа проводилась уже во второй раз. Отличалась ли она от прошлогодней?
— Расширился состав участников, и — в том числе, благодаря этому — качественно изменилось содержание. В отличие от прошлогодней школы, на которой в основном были политологи, теперь были представлены практически все факультеты Вышки. Приехали экономисты: из Международного института экономики и финансов, с экономического факультета, факультета мировой экономики и мировой политики, социологи. Их выступления добавили к политике и культурологии социально-экономическое измерение.
— Вы планируете проводить подобные выезды ежегодно?
— Да. Школа востребована, и теперь очевидно, что она станет ежегодной. На следующий год я ищу источники внешнего финансирования.
— На кого она ориентирована, кто ее "потребитель"?
— Для участников школы — это уникальный шанс увидеть настоящий Север. И среди них нет случайных людей. Уже на стадии принятия решения происходит некий естественный отбор. У тебя есть считанные недели отдыха и считанные деньги, которые ты тратишь не на поездку на юг, к морю, и не в европейские города, где ты все равно рано или поздно окажешься, а на такую необычную вещь, как путешествие в глубокое Заполярье, где даже летними ночами бывают заморозки. Я думаю, это выбор говорит сам за себя. И я уверен, что никто из ребят не пожалел о своем решении.
— Возможно, именно необычность места проведения школы и привлекает многих?
— Место действительно единственное в своем роде — биологическая станция Хельсинкского университета Килписъярви в финской Лапландии. Расположена она вдалеке от туристических маршрутов, в 450 км за Полярным кругом, на границе Финляндии, Швеции и Норвегии, фактически на Северном Ледовитом океане. Это красивейшее место, самый большой в Европе природный заказник, вокруг — дикая тундра, арктическая пустыня, рядом Скандинавские горы. Я туда езжу уже 15 лет, бывало, ходил по тундре многие недели со своей собакой. Мечтаю когда-нибудь поселиться там… ну, или хотя бы провести там одну полную полярную ночь.
— Что для вас значит Лапландия?
— Лапландия — название культурного региона, который населяют саами, лапландцы. Это историческая и этнографическая территория, протянувшаяся через четыре страны — Финляндию, Норвегию, Швецию и Россию. Саамский язык похож на финский, но очень отдаленно, финны его не понимают. С политической точки зрения Лапландия никогда не являлась государством, но у саами есть свой парламент. Что касается моего собственного отношения, то для меня Лапландия — это собирательный образ, некая идея.
— Какая идея?
— Конечно, это идея Севера. Мы говорим о путешествии на Север как способе отстранения от того, что происходит в обычной жизни. Это все равно, что взять и полететь на Луну, чтобы по-новому взглянуть на Землю. А мы едем в Лапландию. И там, приобщившись к этой природе, увидев другое небо, другое качество света, человек иначе начинает смотреть на мир и на себя в этом мире.
— Это некий культурный опыт, который меняет способ восприятия человека?
— Да, потому что Север — это не просто природный феномен, это иная оптика, новый взгляд. Новый — потому что северная природа очень хрупкая, потому что императив выживания там гораздо сильнее, из-за чего модели потребления там кажутся не столь важными. Школа в Лапландии — прежде всего культурный проект. Многое из того, что я преподаю в Вышке, связано с постмодернистскими теориями. Для меня постмодернизм — это критический взгляд на глобализацию и капитализм, на государство и суверенитет, на другие явления современной цивилизации. Север же, как некая маргиналия, предполагает постмодернистский способ восприятия.
— Природа — тоже часть этой философии?
— В этом году мы нашли тот формат школы, который, как мне кажется, более всего соответствует ее идеологии, — это внимание к экологии. Природа является таким же средством образования, педагогическим проектом, как и лекции, как и наши совместные посиделки в шатре у костра, поездки, походы. Во время школы мы вписаны в природу. Ежедневно ходим в сопки. К примеру, на одном из занятий переправляемся через озеро и шагаем 20 км к месту встречи границ Финляндии, Швеции и Норвегии.
— Расскажите немного о преподавателях, которые участвуют в проекте.
— В основном это два человека, профессор Хельсинкского университета Тапани Кааккуриниеми и я. Он берет на себя проблемы организации в Финляндии, я — общее планирование, научную и организационную часть школы в Москве (билеты, визы). Лекции тоже читаем по очереди. В этом году на школу ездил наш выпускник, Иван Сорокин, он тоже несколько лекций прочел — о "зеленой политике", эко-социализме, эко-фашизме.
— Кроме лекций, какие еще формы занятий используются?
— Многие участники подготовили доклады. Два дня на школе было посвящено студенческим презентациям. Например, Дима Крылов делал доклад о Киотском протоколе, Полина Архипова — росте цен на нефть и продовольствие в 2008 году, Ольга Тарасова рассказала об экологии в концепции Льва Гумилева, Кира Петрова и Соня Филина — экологической архитектуре, Андрей Момад — про экономику постмодерна и "эмо-кидс"… А еще мы в автобусе, туда и обратно, и во время самой школы смотрим и анализируем кино.
— Какие фильмы вы показываете?
— Кино — очень важный элемент этой школы, все фильмы связаны с северной, либо экологической тематикой. Начали с хита сезона, диснеевского мультфильма "ВАЛЛ-и". Чисто художественно он слаб, но в нем интересно подана тема загрязнения окружающей среды, выживания человеческой цивилизации, проблемы общества потребления. "Кукушку" Рогожкина смотрим, где Север показан как место встречи культур, как способ невербальной коммуникации, его же "Особенности национальной рыбалки", где интересна тема пересечения границ. Про Финляндию — фильмы Каурисмяки…
— А про Лапландию, про саами?
— Целая часть курса — антропология Севера. Смотрим исторический фильм 1920-х Майкла Флаерти про эскимосов "Нанук с Севера" и современный — "Быстрый бегун", потрясающий трехчасовой артхаус, снятый канадскими эскимосами, который собрал урожай фестивальных призов. Также — норвежский "Следопыт" про историю саами… И еще есть необычное кино "32 коротких фильма про Гленна Гульда", про канадского пианиста, одержимого идеей Севера, снятый как 32 баховских "Гольдберг-вариации".
— Рабочий язык школы английский?
— Да, английский, так как школа международная, в ней принимают участие финские студенты, а следующем году, надеюсь, еще будут шведские и норвежские. В будущем я хотел бы, чтобы было один к одному, сколько русских — столько и иностранцев.
— Совместное путешествие сплачивает людей, вы общаетесь после школы с ребятами?
— Да, на Новый год собирались у меня дома, а так — регулярно в "Билингве". У нас образовалась группа выпускников школы, "лапландские олени", ребята общаются между собой.
— Итак, уже есть конкретные планы на следующий год?
— В конце марта 2009 года совместно с моими партнерами из Школы публичной политики Университета Эрфурта мы собираемся провести весеннюю школу в Альпах, на немецком горнолыжном курорте Гармиш-Партенкирхен, под названием "Глобализация 2.0" — такой "студенческий Давос". Разумеется, эта школа тоже будет "вписана" в природу. С утра слушатели будут кататься на лыжах, после обеда учиться и дискутировать. Ну а в августе 2009-го — все уже традиционно: чемодан, вокзал, Лапландия. Кому интересны та и другая школы, уже могут со мной связаться.
Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
*Сергей Медведев включен Минюстом в список физлиц, выполняющих функции иностранного агента.
Вам также может быть интересно:
От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике
С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).
Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»
Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.
Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей
В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.
Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР
24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.
«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки
Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.
В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ
Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.
«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»
Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.
«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства
Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.
«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа
Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.
Завершила работу I Летняя школа для студентов, аспирантов и молодых ученых «Религия и право»
В начале июля в Высшей школе экономики состоялась летняя школа для молодых исследователей по религии и праву. Мероприятие было организовано Научно-образовательной теологической ассоциацией (НОТА), НИУ ВШЭ, Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) и Московской духовной академией (МДА). Участниками стали представители 15 вузов из 14 регионов.