• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Мы сегодня живем в мире отношений, в мире взаимодействия»

«Мы сегодня живем в мире отношений, в мире взаимодействия»

© iStock

В Медиацентре Вышки при поддержке социальной сети «ВКонтакте» прошел паблик-ток на тему «Образование в сфере коммуникаций: спасательный круг или трамплин для карьеры». В онлайн-событии приняли участие Сергей Зверев, профессор НИУ ВШЭ, руководитель Школы коммуникаций, председатель совета директоров КРОС, Ольга Пескова, профессор НИУ ВШЭ, генеральный директор PR Inc., и Ксения Большакова, руководитель направления обучения АНО «Диалог».

Управление кризисами

«Мы сегодня живем в мире отношений, в мире взаимодействия. Это, по сути, и есть коммуникации», — заметил Сергей Зверев. При этом нужно понимать, что аудитория больше не выступает в роли пассивного реципиента, который в одностороннем порядке поглощает поток новостей, людям важна возможность разговаривать самим, выговариваться. Если завтра все заведут паблики, ничего хорошего из этого не выйдет, подчеркнул Сергей Зверев. Десятки тысяч пабликов — это, с одной стороны, возможность вести открытый диалог, транслировать моментальную обратную связь, но одновременно это десятки тысяч кризисов. Они возникают постоянно во многом за счет доступности распространения информации. 

Сергей Зверев

Новые кейсы для изучения в рамках антикризисного управления возникают ежедневно: общемировые вроде пандемии COVID-19 и истории меньшего масштаба, как недавние взломы Rutube или утечка базы данных клиентов «Яндекс.Еды». Кризисы можно разделить на три большие группы, работа с которыми также будет разниться: неожиданные (например, авиакатастрофа под Смоленском в 2010 году), назревающие (пандемия коронавируса) и непрерывные (недовольство программой реновации). Для эффективной работы с ними у специалиста должны быть база, матрица, методическое руководство — специальные инструменты. Существует базовый и непреложный список «запретных действий», например не переходить на личности, не провоцировать, не показывать свою уязвимость и тем более не «переобуваться в воздухе» (помните недавнюю историю со «ВкусВиллом»?). «У тебя должна быть собственная карта рисков, — говорит Ольга Пескова. — И ты каждый раз не по потолку бегаешь: “Ах, какой кошмар!”, а четко знаешь, что делать». В рамках разбора причин кризисов Ольга порекомендовала несколько фильмов: «Не смотрите наверх», «Тед К. Унабомбер», «Нулевой пациент» и «Слишком крут для неудачи».

Самый дорогой ресурс современности

«Один из главных факторов — стремительное изменение технологий по распространению контента», — заметил Сергей Зверев. Сейчас невозможно разделить офлайн- и онлайн-коммуникации — взаимопроникновение настолько сильно, что О2О (online to offline) работает в обе стороны. Соответственно, меняются и технологии производства и распространения контента. Второй тренд, отмеченный спикерами, — это усиление важности глубинной проработки подхода к работе в коммуникациях вообще и к контенту в частности. Как заметил Сергей Зверев, мы претендуем на самое важное, что есть у человека, — свободное время: «То время, которое мы сидим с вами на работе, — это не наше время, мы это время продали работодателю. А вот наше свободное время, которое мы выбираем, как потратить, — это самый дорогой ресурс». Каждый коммуникатор должен очень глубоко анализировать и содержание сообщения, и аудиторию, иначе его работа будет просто неэффективной.

Ольга Пескова

«Сегодняшний мир коммуникаций развивается и растет, как дерево: у него постоянно появляются новые листья, новые плоды», — замечает Ольга Пескова. Растущие тренды — феномен, который необходимо изучать. Поэтому современное качественное образование в сфере коммуникаций подразумевает глубокое погружение в тему, изучение уже существующего инструментария и новых сущностей — платформ, каналов и пр. С одной стороны, обилие новых технологий открывает большие возможности для нас как профессионалов. С другой стороны, они для нас вызов: как довести наше сообщение до аудитории?

Стратегии в онлайне

Этот вызов стал одним из драйверов создания новой онлайн-магистратуры Школы коммуникаций. Преподаватели программы «Управление стратегическими коммуникациями», на которую в 2022/23 учебном году проходит первый набор, имеют огромный опыт в отрасли, и все они — практики рынка. Как отметила Ольга Пескова, любые тренды и новые возможности получают здесь необходимую теоретическую базу, но при этом обучение на программе связано с практической деятельностью. Сергей Зверев подчеркнул: «Сейчас, если ты учишься постоянно, вне зависимости от возраста, у тебя есть база для рывка в карьере, в обратном случае ты проигрываешь».

Удобство — важное качество современного образования. Онлайн-магистратура полностью предзаписана, учащиеся могут заниматься в любое время из любой точки мира. Стоит отметить, что каждый студент получит возможность один час в неделю персонально общаться со своим тьютором. При офлайн-обучении в группе это получается далеко не всегда. А в рамках каждого модуля онлайн-магистратуры предусмотрены активности, которые поддержат навыки групповой работы.

Материал подготовила Юлия Асоян, департамент интегрированных коммуникаций