• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

НИУ ВШЭ, Яндекс и ИТМО запустили аспирантуру в области ИИ и гранты для молодых ученых

НИУ ВШЭ, Яндекс и ИТМО запустили аспирантуру в области ИИ и гранты для молодых ученых

© Высшая школа экономики

НИУ ВШЭ в партнерстве с Яндекс создает первую аспирантуру по искусственному интеллекту с уклоном в практику (еще одну такую аспирантуру компания откроет в ИТМО). Цель — предложить лучшие условия и инфраструктуру для развития молодых ученых в стране. Каждый год обучения аспиранты будут получать гранты по 800 тысяч рублей, чтобы создавать новые технологии в области ИИ и быстро внедрять свои разработки на практике, в индустрии.

Главная особенность: аспиранты будут не только заниматься теоретическими исследованиями, но и применять их в реальных продуктах под руководством тимлидов из Яндекса. Они получат доступ к технологиям облачной платформы Yandex Cloud и разработкам в области робототехники. На протяжении 3-4 лет аспиранты будут принимать участие в конференциях уровня А* и проходить стажировки в зарубежных университетах и лабораториях.

Первые аспиранты начнут обучение осенью 2024 года. Для поступления нужно пройти вступительные испытания в университете и собеседования с проектными руководителями от Яндекса. В первом наборе ими станут Михаил Левин, старший разработчик автономного транспорта Яндекса, и Дмитрий Рыбалко, архитектор ML-сервисов в Yandex Cloud. Помимо этого, у аспирантов будут научные руководители — ведущие исследователи в университетах. 

Иван Аржанцев

«Аспирантура крайне важна для исследовательского университета: например, при установлении контактов с ведущими зарубежными вузами один из главных показателей — количество аспирантов. Запрос на индустриальную аспирантуру есть как у университетов, так и у бизнеса, и мы совместно с Яндексом первые, кто запускает такой формат. Есть все основания полагать, что проект будет успешным и сможет быть масштабирован в будущем на другие вузы», — отметил декан факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ Иван Аржанцев.

Дарья Козлова

«Чем больше развиваются технологии, тем сильнее рынку необходимы высококлассные специалисты, исследователи и создатели инноваций. Новый формат аспирантуры — наш шаг к сближению науки и продуктового подхода, теории и практики. Мы будем делиться накопленной экспертизой, опытом ведущих практиков и технологическими мощностями, чтобы аспиранты могли проводить исследования в условиях реальных продуктовых задач», — прокомментировала директор Яндекс Образования Дарья Козлова. 

Аспиранты будут проводить совместные эксперименты с командами сервисов и в ходе обучения решать реальные продуктовые задачи. Например, они будут улучшать и дообучать языковые модели, в том числе YandexGPT, повышать безопасность автономного транспорта и разрабатывать методы применения ИИ в промышленности и в других областях.

Ранее Яндекс вместе со Сбером запустили в НИУ ВШЭ и еще в трех вузах (ИТМО, МФТИ и в Университете Иннополис) первый в России бакалавриат AI360/ИИ360 для создателей ИИ-технологий будущего. Бакалавры будут учиться создавать ИИ-модели, а в дальнейшем смогут стать учеными и продолжать исследования в новой аспирантуре.

Вам также может быть интересно:

Преподаватели Высшей школы экономики стали лауреатами премии Yandex ML Prize

В Москве состоялась торжественная церемония награждения международной премии Yandex ML Prize. В этом году все три победителя в номинации «Преподаватели ML» — сотрудники НИУ ВШЭ. Лауреатами названы Евгений Соколов, доцент и руководитель департамента больших данных и информационного поиска, Антон Конушин, доцент факультета компьютерных наук, а также Алексей Шпильман, доцент департамента информатики Санкт-Петербургской школы физико-математических и компьютерных наук питерской Вышки.

Эксперты НИУ ВШЭ исследовали, как ведется подготовка специалистов в области ИИ

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил доклад, подготовленный на основе результатов специализированного обследования образовательных организаций высшего образования.  Целью впервые проведенной работы стало выявление масштабов и условий обучения технологиям искусственного интеллекта в рамках образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ в вузовском секторе.

«Нам удалось провести настоящий хакатон, когда нет заранее понятного пайплайна, как получить решение»

С 13 по 20 октября в НИУ ВШЭ прошел хакатон “HSE AI Assistant Hack: Python”, организованный факультетом компьютерных наук и Центром искусственного интеллекта ВШЭ. За призовые места боролись 89 студенческих команд из ведущих вузов страны.

Ученые Вышки представили разработки, связанные с применением ИИ в медицине

Искусственный интеллект не заменит врача, но может стать ему отличным помощником. При этом здравоохранение нуждается в высокотехнологичных продуктах, которые способны быстро анализировать и контролировать состояние пациентов. Ученые Вышки применили ИИ для предоперационного планирования и постоперационной оценки результатов в спинальной хирургии и разработали автоматическую интеллектуальную систему для оценки биомеханики рук и ног.

Ученые Вышки представили проекты по этической экспертизе в сфере ИИ

Технологии искусственного интеллекта уже стали неотъемлемой частью повседневной жизни и активно применяются в различных отраслях экономики. Однако этические вопросы использования ИИ все еще требуют обсуждения и осмысления. Сегодня в России с участием ученых НИУ ВШЭ ведется работа над несколькими отраслевыми приложениями к национальному Кодексу этики в сфере ИИ, в которых будут конкретные рекомендации в помощь каждому, кто нуждается в понимании и анализе рисков и угроз со стороны ИИ.

Три команды ВШЭ стали победителями на всероссийском хакатоне «Цифровой прорыв»

В конце сентября в Москве состоялся всероссийский хакатон «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект». На соревнование собрались 314 команд и 1616 человек со всей страны. Они состязались в решении задач от партнеров хакатона — государственных организаций и компаний: «РЖД», «Росатома», Центра робототехники Сбера, «Сколтеха» и многих других. Три команды студентов факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ приняли участие в хакатоне и выиграли в двух кейсах.

С помощью ученых НИУ ВШЭ и Сбера преподаватели смогут повысить качество онлайн-обучения

Ученые Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ и исследователи Лаборатории искусственного интеллекта Сбербанка научились определять вовлеченность участников онлайн-мероприятий. Метод, основанный на анализе видео лица, помогает выявить, насколько слушатель заинтересован в материале. Научная статья о проведенном исследовании опубликована в рамках Международной конференции по искусственному интеллекту в образовании — AIED 2024.

Вышка расширит сотрудничество с Агентством стратегических инициатив для разработки передовых решений

В Высшей школе экономики прошел День знакомства университета и Агентства стратегических инициатив (АСИ). Стороны представили свои исследовательские и аналитические проекты и наметили направления совместной работы. Задача ученых и экспертов — повысить эффективность и ускорить внедрение в практику прорывных научных разработок по широкому спектру направлений — от экономических прогнозов до нейропротезирования.

Исследователи НИУ ВШЭ и Сбера добавят эмоций искусственному интеллекту

Ученые Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ и исследователи Лаборатории искусственного интеллекта Сбербанка разработали специальную систему, которая с помощью больших языковых моделей сделает искусственный интеллект (AI) более эмоциональным при общении с человеком. Синтезом AI-эмоций займутся набирающие популярность мультиагентные модели. Научная работа о проведенном исследовании опубликована в рамках Международной совместной конференции по искусственному интеллекту — IJCAI 2024.

Вышка и «Яндекс» научат преподавателей российских вузов ИИ-грамотности

«Яндекс Образование» и факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ (ФКН ВШЭ) создали совместный онлайн-гайд, посвященный промптингу — формулированию запросов к нейросетям. Он доступен всем на платформе «Яндекса» и в первую очередь будет полезен преподавателям, которые никогда не пользовались GPT в работе или только начинают применять ИИ-инструменты. Как правильно создать запрос к нейросети? Как грамотно использовать GPT-модели в образовательных целях? Какие задачи преподаватели могут решать с помощью искусственного интеллекта? Гайд отвечает на эти и другие вопросы по работе с нейросетями.