• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ярослав Кузьминов представил в Госдуме точку зрения экспертов ВШЭ на проект федерального бюджета

Ярослав Кузьминов представил в Госдуме точку зрения экспертов ВШЭ на проект федерального бюджета

© iStock

Комитет Госдумы по бюджету и налогам 25 октября рекомендовал парламенту принять в первом чтении проект федерального бюджета на 2022–2024 годы. Научный руководитель ВШЭ Ярослав Кузьминов, который вместе с ректором РАНХиГС Владимиром Мау принимал участие в заседании комитета, отметил, что бюджет в целом решает задачи, стоящие перед правительством и страной, но необходимо увеличивать расходы на образование, науку, миграционную политику и пр.

По мнению Ярослава Кузьминова, правительство справилось с задачей создать бюджет, который бы предполагал переход от антикризисной политики к политике нормального роста: «Мы считаем, что была сложная задача перед бюджетом этого года, перед правительством — это создать бюджет, в котором был бы переход от антикризисной экономической политики к политике нормального роста. В целом мы считаем, что правительство с этой задачей справилось, но это не значит, что проект идеальный. У экспертов Вышки есть замечания к проекту и предложения».

Достоинствами нового бюджета Ярослав Кузьминов назвал то, что он предусматривает дополнительные расходы, позволяющие использовать инструмент соцполитики для повышения платежеспособного спроса и стимулирования создания новых рабочих мест. Однако, предупреждает он, при этом остаются определенные риски. В частности, недостаточно внимания уделено теме миграционной политики.

Ярослав Кузьминов

«Если наша миграционная социальная политика будет по-прежнему работать на то, чтобы мигранты консервировали некачественные рабочие места и вывозили заработки из страны, мы не получим ожидаемого роста потребительского спроса», — считает Ярослав Кузьминов. Он полагает, что нужна другая миграционная политика — политика социальной интеграции, которая привлекала бы и закрепляла бы в нашей стране семьи мигрантов в зависимости от того, насколько они социально и квалификационно подходят нашему обществу. Но «бюджет, к сожалению, не показывает ресурсов, направляемых на эти цели», отметил научный руководитель Вышки.

Не уделено в проекте бюджета должного внимания и образованию. По словам Ярослава Кузьминова, в последние годы в аспирантуре КПД «равняется КПД паровоза — 10,5%» и наши деньги «вылетают в трубу». Причина совершенно очевидна: в отличие от советского времени, большое число аспирантов вынуждены параллельно с научной работой зарабатывать на жизнь, «потому что мы платим стипендию меньше прожиточного минимума».

Еще одна проблемная тема: дополнительное профессиональное образование в РФ отстает от развитых стран по охвату взрослого населения в 2 раза — около 25% в России против 45% за рубежом. Объем средств, направляемых в эту сферу, по мнению Ярослава Кузьминова, необходимо увеличивать.

Если говорить о финансировании науки, то показатель внутренних затрат на исследования и разработки остается на уровне примерно 1% ВВП (согласно этому проекту бюджета), притом что сохраняется задача, которую поставил президент РФ Владимир Путин, выйти к 2030 году на 2%. Также, по мнению Ярослава Кузьминова, в новом проекте не предусмотрен дополнительный механизм привлечения средств бизнеса в сферу науки. Например, можно применить к научным организациям университета такой же пакет налоговых стимулов, как к предприятиям IT-сектора. «Дополнительные затраты по налоговому маневру в науке — порядка 80 млрд рублей в год. В том числе налоговые расходы — 66–68 млрд рублей, если предложить цифровую модель, — приводит расчеты Ярослав Кузьминов. — На мой взгляд, это разумная цена за то, чтобы у нас задействовали механизмы нормального финансирования исследований. По нашим расчетам, это даст до 2025 года прирост ВВП порядка 600 млрд рублей в год».

Кроме того, Ярослав Кузьминов отметил, что с завершением кризиса для перехода к политике нормального экономического роста необходимо обеспечить в первую очередь долгосрочную устойчивость региональных и муниципальных бюджетов с позиции их социальных обязательств ЖКХ. «С другой стороны, в этих условиях у бюджета должны быть ресурсы для поддержки инвестиционных проектов, которых почти десять лет уже у половины бюджетов нет», — сказал он, пояснив, что нужно вырабатывать новую модель взаимоотношений между федеральным и региональными бюджетами.

Как считает ректор РАНХиГС Владимир Мау, проект федерального бюджета на 2022 год и плановый период 2023–2024 годов соответствует текущим вызовам и решает ключевую задачу по борьбе с бедностью, которую обозначил президент. «Это задача сочетания макроэкономической стабильности, устойчивых темпов роста и борьбы с бедностью. Я подчеркиваю, что борьба с бедностью является важнейшим приоритетом этого бюджета, если под борьбой с бедностью понимать не перераспределение денег, а стимулирование роста, который является важнейшим источником преодоления бедности», — сказал он.

Владимир Мау

Одной из важнейших задач макроэкономической политики, по мнению Владимира Мау, является борьба с рисками стагфляции. «Тема одна из важнейших. Дело в том, что из стагфляции выходить сложнее, чем из высокой инфляции. Проблема недопущения стагфляции и риски стагфляции, а это риски, идущие извне, для нас очень важны», — отметил он. На его взгляд, проект федерального бюджета решает эти задачи.

Глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров, подводя итог обсуждению, поблагодарил Ярослава Кузьминова и Владимира Мау за их экспертное мнение и отметил необходимость более тесного сотрудничества по экспертизе бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики. Он также подчеркнул, что проект бюджета финансово обеспечивает все социальные обязательства государства, а также задачи, поставленные в послании президента Федеральному собранию: «Я думаю, что все вне зависимости от политических взглядов прекрасно понимают, в какой ситуации находится страна, экономика. Даже в этой сложнейшей ситуации мы можем констатировать: социальные обязательства государства, все до единого, в бюджете финансово обеспечены».

Вам также может быть интересно:

Высшая школа экономики подготовила экспертное мнение по проекту федерального бюджета на ближайшие три года

Эксперты ВШЭ отмечают, что подготовленный правительством проект бюджета призван обеспечить переход от антикризисной экономической политики к политике устойчивого роста экономики и повышения благосостояния граждан. И в целом он решает указанную задачу. В то же время некоторые положения бюджета требуют доработки. В частности, речь идет об увеличении финансирования аспирантуры и дополнительного профессионального образования, а также о росте расходов на исследования и разработки и поддержку инноваций.

Эксперты ВШЭ предложили ряд изменений в проект федерального бюджета на 2016 год

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» подготовил экспертное заключение по проекту федерального бюджета на 2016 год. Заключение было представлено на заседании комиссии Государственной Думы по бюджету и налогам 2 ноября.

Государство экономит на здоровье

Расходы на здравоохранение, заложенные в федеральном бюджете на ближайшие три года, неизбежно приведут к снижению качества медицинской помощи в России. Такой вывод можно сделать из анализа бюджетных расходов, проведенного экспертами Центра развития НИУ ВШЭ в очередном выпуске бюллетеня «Новые Комментарии о государстве и бизнесе».