• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

НИУ ВШЭ первым из российских университетов разработал и утвердил Декларацию этических принципов использования ИИ

НИУ ВШЭ первым из российских университетов разработал и утвердил Декларацию этических принципов использования ИИ

© iStock

Высшая школа экономики стала первым университетом в России, утвердившим Декларацию этических принципов создания и использования систем искусственного интеллекта. Документ станет важным ориентиром для всех участников образовательного процесса, задавая высокие стандарты и способствуя формированию ответственного подхода к использованию искусственного интеллекта. Декларация была утверждена Ученым советом 26 июня.

Декларация охватывает ряд ключевых принципов, направленных на этичное и ответственное использование ИИ.

Приоритет человеческого общения: ИИ не должен заменять живое взаимодействие. Напротив, его использование должно способствовать укреплению межличностного общения и совместной работы.

Информированное использование: руководство университета обязуется обучать сотрудников и студентов принципам работы ИИ и его возможностям. Это поможет не только эффективно применять ИИ, но и критически оценивать его решения.

Академическая честность: использование ИИ как дополнения, а не замены естественного интеллекта, самостоятельность в выполнении работ являются основой академической честности. Это включает в себя проверку результатов ИИ на достоверность и соответствие этическим нормам.

Прозрачность: сотрудники и студенты обязаны указывать, где и как использовался ИИ, особенно в научных и образовательных проектах. Это также касается программ, имитирующих человеческое общение.

Конфиденциальность и защита интеллектуальных прав: ИИ должен обеспечивать защиту персональных данных и интеллектуальной собственности. Недопустимо вводить конфиденциальную информацию в ИИ-системы без соответствующего разрешения.

Исключение предвзятости и дискриминации: ИИ может воспроизводить предвзятость и социальные стереотипы, заложенные в данные. Поэтому важно предотвращать дискриминацию по различным признакам.

Справедливая доступность: все участники образовательного процесса должны иметь равный доступ к ИИ. Нельзя требовать использования технологий ИИ, которые влекут за собой значительные финансовые затраты, если это не обеспечено всем студентам и сотрудникам.

Разумные ограничения: важно осознавать риски и последствия использования ИИ. Университет оставляет за собой право вводить ограничения на разработку и использование ИИ, если это необходимо для защиты интересов университета и его сообщества.

Ответственное отношение к ИИ: все разработки и использование ИИ должны соответствовать законодательству и внутренним правилам университета. Отступление от принципов Декларации может быть рассмотрено как нарушение моральных норм университетского сообщества.

В университете видят в искусственном интеллекте не просто технологию, но мощный инструмент, способный обогатить образовательный и научный процессы. Декларация подчеркивает, что использование ИИ должно быть осмысленным и критическим.

Никита Анисимов

«Наша цель — не только обучать сотрудников и студентов работе с искусственным интеллектом, но и формировать у них критическое мышление и осознанное отношение к новым технологиям. Мы прошли через множество этапов обсуждения документа, поскольку вопрос ИИ без сомнения сложен и касается абсолютно всех — как текущих сотрудников и студентов, так и тех, кто будет к нам поступать», — отметил ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов.

Мария Лытаева

«Очевидно, что университет уже разделяет принципы, изложенные в декларации. Они охватывают все аспекты деятельности университета – аналитические, экспертные, образовательные, административные и другие. Важно отметить, что декларация предоставляет нам возможность для рефлексии на тему взаимодействия с ИИ, а также для самоанализа, на основе которых можно принимать решения в соответствии с принятым документом», — подчеркнула  директор Центра поддержки цифрового обучения Института образования, ученый секретарь НИУ ВШЭ Мария Лытаева.

Сергей Рощин

«Появление генеративного ИИ влияет на академическую деятельность университета не только с точки зрения технологий, но и сточки зрения этики. Университет, как интеллектуальную корпораци, формируют те принципы, на которых он стоит. С появлением новых процессов, которых раньше не существовало, возникает важная задача определения принципов и этики взаимодействия с ИИ. Мы надеемся, что документ принятый в НИУ ВШЭ, станет примером для высшего образования в Росси в целом», — сообщил проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин.

В НИУ ВШЭ надеются, что этот шаг станет примером для других образовательных учреждений, в принятии похожих документов и положений. Разработка конкретных рекомендаций и методик для различных областей применения ИИ будет основываться на принципах, заложенных в Декларации, и будет обновляться в соответствии с развитием технологий.

Декларация этических принципов использования ИИ

Вам также может быть интересно:

Вышка стала соорганизатором Международного диктанта по финансовой безопасности

С 1 по 30 сентября пройдет Международный диктант по финансовой безопасности. Масштабный онлайн-проект разработан с целью повышения осведомленности людей разного возраста о проблемах в сфере экономической стабильности. Тема этого года — «Новые технологии на страже финансовой безопасности: от личной защиты до суверенитета государства». В новом сезоне НИУ ВШЭ вошел в состав организаторов.

Эпоха ИИ: университеты и бигтехи обсудили трансформацию системы образования

В рамках круглого стола, организованного «Яндекс Образованием», эксперты из ведущих университетов и технологических компаний обсудили будущее системы образования и подготовки IT-специалистов в условиях развития технологий искусственного интеллекта. Высшую школу экономики представляла проректор университета Елена Одоевская.

Ученый в цифровую эпоху: как определить свой профессиональный путь в новом мире

Центр научной интеграции НИУ ВШЭ запускает программу «Современный ученый: инструменты развития научной карьеры», ориентированную на развитие профессиональных компетенций молодых исследователей. В течение 6 недель слушатели в синхронном онлайн-формате изучат 5 тематических блоков. Обучение начнется 22 сентября. На программу могут поступить все желающие, имеющие или получающие высшее или среднее специальное образование.

Ученые ВШЭ выяснили, почему люди доверяют науке

Исследователи ИСИЭЗ НИУ ВШЭ проанализировали степень доверия научному знанию в российском обществе и выявили факторы, которые влияют на восприятие. Оказалось, что доверие к науке больше зависит от повседневного опыта, социальных ожиданий и представлений о пользе, а не от объективных знаний. Статья опубликована в журнале «Мир России».

НИУ ВШЭ и Центр им. Дмитрия Рогачева подписали соглашение о научно-практическом сотрудничестве

Высшая школа экономики и Национальный медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева подписали соглашение о научно-практическом сотрудничестве. Подписи под документом поставили ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов и генеральный директор центра Николай Грачев.

Вышка доверит ИИ рутинную работу по созданию программ ДПО

НИУ ВШЭ совместно с EdTech-компанией CDO Global запускает AI-конструкторы для оптимизации разработки курсов дополнительного профессионального образования (ДПО). Новый сервис позволит автоматизировать подготовку учебных материалов и оценочных средств, значительно сократив время и ресурсы, затрачиваемые преподавателями и методистами.

На портале Вышки доступны обновленные «Цифры и факты» и дашборды

Дирекция по аналитике и управлению данными совместно с отделом визуальных коммуникаций разработали новую страницу «Цифры и факты о НИУ ВШЭ» на портале Вышки. Также всем сотрудникам университета доступен дашборд с показателями обновленной программы «Приоритет-2030».

Исследователи изучили, как в малых российских университетах заботятся о студентах

Исследователи из Института образования НИУ ВШЭ провели социологическое исследование в четырех малых неселективных университетах и на основе 135 интервью показали, что в таких вузах забота о студентах имеет двойственную природу. Она объединяет искреннюю помощь с постоянным надзором, напоминая родительскую опеку. Это первое детальное описание того, как формальные и неформальные практики заботы переплетаются в постсоветском образовательном контексте. Исследование опубликовано в British Journal of Sociology of Education.

На Международной летней школе в КНР Вышка поделилась опытом изучения городских стратегий

На фоне усиления глобальной геополитической и технологической конкуренции ведущие китайские вузы Чжэцзянский университет международных исследований и Пекинский университет организовали совместную Международную летнюю школу. Центральной ее темой стало изучение глобальных региональных и городских стратегий развития. Факультет городского и регионального развития НИУ ВШЭ принял участие в работе школы.

ВШЭ и Московский аналитический центр объединят усилия в сфере ИИ

НИУ ВШЭ подписал соглашение о сотрудничестве с ГБУ «Московский аналитический центр». Документ закрепил намерение сторон развивать совместные исследования и внедрять технологии искусственного интеллекта в управление городским хозяйством.