Завершила работу Первая Кавказская школа по экспериментальным исследованиям и когнитивным наукам
С 17 по 21 сентября на базе «Горная легенда» Адыгейского государственного университета прошла Первая Кавказская школа по экспериментальным исследованиям и когнитивным наукам. Организаторами мероприятия выступили Лаборатория экспериментальной лингвистики АГУ, Центр языка и мозга и Центр социокультурных и этноязыковых исследований НИУ ВШЭ. Школа собрала более 50 участников — студентов, аспирантов и молодых исследователей из разных регионов России, а также слушателей и спикеров из Франции, Сербии, Китая, Турции, Казахстана и Узбекистана.
Основные направления школы включали билингвизм, психо- и нейролингвистику, клиническую лингвистику и языковую политику. Особое внимание было уделено экспериментальным методам исследования языкового разнообразия в цифровую эпоху и их применению в практике. В программу школы вошли лекции и мастер-классы сотрудников Центра языка и мозга и Центра социокультурных и этноязыковых исследований НИУ ВШЭ. Их совместная работа позволила создать насыщенное образовательное и исследовательское пространство, объединившее участников из разных регионов и научных направлений.
Открывая школу, директор Центра языка и мозга НИУ ВШЭ Ольга Драгой обозначила ключевые темы школы — от психо- и нейролингвистики до клинических аспектов речевых нарушений. Она рассказала о современных направлениях в экспериментальной лингвистике, о том, чем занимаются сегодня психо- и нейролингвистика, о передовых теориях, которые объясняют, как и где в мозге мы понимаем и порождаем речь.

Пониманию того, как устроен мозг и как в нем представлена речь, были посвящены лекции научного сотрудника Центра языка и мозга НИУ ВШЭ Татьяны Больгиной. Она рассказала о классической и современной теориях нейробиологии языка, отдельно обсудив нейрональную обработку на каждом из языковых уровней и механизмы чтения. Современные представления об организации мозга строятся на сетевом подходе. Речь не организована только в какой-то одной области или ограниченном наборе областей мозга, а задействует обширную сеть участков левого и правого полушарий, а также проводящих путей белого вещества.

Научный сотрудник Центра языка и мозга Ольга Буйволова представила участникам тему афазии — одного из самых изучаемых и при этом сложных нарушений речи. Она показала, как лингвистический подход позволяет точнее классифицировать типы афазии и разрабатывать на этой основе индивидуальные терапевтические методики. По мнению исследовательницы, в центре внимания нейронауки сегодня — переход от описательных схем к стандартизированным, проверяемым инструментам.

Исследования Центра языка и мозга охватывают все возрастные периоды, включая детство. Стажер-исследователь Центра Татьяна Еремичева провела курс по онтолингвистике, посвященный тому, как дети осваивают язык. Она обозначила четыре уровня речевого развития — фонологический, лексический, грамматический и коммуникативный — и рассказала, как дети осваивают чтение в более взрослом возрасте. Татьяна подчеркнула необходимость эффективной диагностики и гибкости подходов к оценке речевых навыков. Отдельное внимание исследовательница уделила развитию речи в условиях языкового многообразия.

«На значение высказывания влияют контекст, намерения говорящего и социальные факторы. Однако невозможно понять, что значило некое сообщение в данной конкретной ситуации, не учитывая невербальную составляющую: из мимики, жестов и тона голоса говорящего понятно, как интерпретировать его сообщение или просьбу. Такая информация передается в первую очередь именно невербальными каналами», — считает Юлия Николаева, научный сотрудник Центра языка и мозга НИУ ВШЭ. Она говорила о невербальной коммуникации и ее роли в повседневной речи, а также обратила внимание на устойчивые мифы, вроде широко распространенной идеи, что «только 7% информации передается словами». Эта цифра, как пояснила исследовательница, опирается на искаженные трактовки ранних психологических экспериментов и не подтверждается современными данными.

Центр социокультурных и этноязыковых исследований факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ также стал соорганизатором школы. Его директор Мира Бергельсон и стажер-исследователь Мадина Каде на протяжении пяти дней знакомили участников школы с современными социокультурными теориями, особое внимание уделяя вопросам методологии исследования — опоре на широкий массив языковых данных и умение его анализировать.
«Эффективный анализ этноязыковых ситуаций и адекватной им языковой политики должен опираться на интерпретацию собираемого исследователем материала. Если мы говорим о социолингвистических интервью, то здесь не обойтись без методов нарративного и дискурсивного анализа. Только так можно выявить глубинные ценности респондента, то, во что человек верит на самом деле. А все, что связано с понятием “родной язык”, относится именно к ним», — уверена Мира Бергельсон.
Участники обсуждали, почему нельзя рассматривать язык вне его социокультурного контекста и как это понимание влияет на подходы к языковой политике в полиэтничных регионах.
Завершая работу школы, директор Центра языка и мозга Ольга Драгой обратила внимание слушателей на важность внедрения фундаментальных исследований в реальную практику, начиная от участия нейролингвистов в нейрохирургических операциях до применения в школах эффективных диагностических инструментов. Она представила некоторые прикладные разработки центра: «ЛексиМетр» — инструмент для оценки навыков чтения на русском языке у младших школьников, «КОРАБЛИК» — тест для диагностики речевого развития детей от 3 до 11 лет, «Дислектор» — программа, оценивающая с помощью искусственного интеллекта наличие и степень дислексии у школьников по данным движения глаз. Также Ольга Драгой рассказала о разработанных в центре инструментах, которые сегодня применяются для интраоперационного картирования мозга во время операций с пробуждением.

«В основе прикладных разработок, которыми занимается Центр языка и мозга, лежат три кита. Во-первых, это очень продуманная лингвистическая начинка. Во-вторых, все наши тесты соответствуют психометрическим критериям, и, в-третьих, линейка наших инструментов с каждым годом становится все более мультиязычной. Мы переводим и адаптируем наши разработки на разные языки, и одним из первых языков, на котором появились наши инструменты, стал адыгейский», — рассказала Драгой.
Финальным событием школы стала сателлитная конференция «Экспериментальные исследования и когнитивные науки», на которой выступили специалисты из России, Европы и Азии. Конференция стала площадкой, где исследователи обсудили, как мозг формирует мышление, как искусственный интеллект учится у биологии и какие вызовы стоят перед языком в цифровую эпоху. Программа объединила как теоретические вопросы (например, как развиваются ритмы кортикальной активности у младенцев), так и прикладные кейсы — от изучения русских фразеологизмов до сохранения адыгейского языка в диаспоре.
«Сегодня мы изучаем особенности адыгейского языка и регионального языкового пространства, выходя в нейролингвистику и клиническую лингвистику — к строгому анализу связей между работой мозга и языком. Кавказская школа по экспериментальным исследованиям и когнитивным наукам — наш первый опыт в таком формате, и мы рассчитываем, что он станет доброй кавказской традицией. Она открывает для лингвистов новые возможности: дает актуальные компетенции и расширяет профессиональный инструментарий. Уверена, что школа по экспериментальным исследованиям станет ядром консорциума вузов Юга России, создание которого мы сейчас обсуждаем. Интерес к языкам коренных народов России вписывается и в национальную, и в глобальную повестку, а многоязычный Кавказ — оптимальная площадка для задач экспериментальной лингвистики и социокультурных исследований», — уверена Сусанна Макерова, один из организаторов школы, руководитель Лаборатории экспериментальной лингвистики АГУ.
Вам также может быть интересно:
НИУ ВШЭ начал разработку отечественных технологий связи 6G на базе субтерагерцовой микрорадиоэлектроники
В Высшей школе экономики стартовали масштабные научно-инженерные работы по созданию отечественных технологий для перспективных систем связи шестого поколения (6G). Работы ведутся командой стратегического технологического проекта «Комплекс технологий доверенных систем связи 6G», реализуемого в рамках программы «Приоритет-2030».
Вышка исследует потребности глухих
В последнее воскресенье сентября в мире традиционно отмечается День глухих. В этом году факультет социальных наук (ФСН) Высшей школы экономики присоединился к празднику и совместно с Московской городской организацией Всероссийского общества глухих (МГО ВОГ) запустил исследование потребностей глухих и слабослышащих москвичей в социальных услугах и доступности среды.
В Высшей школе экономики открылась межфакультетская Музейная лаборатория
Вышка запустила межфакультетскую Музейную лабораторию, которая станет устойчивым центром экспертной поддержки в сфере музейного дела. Ее миссия связана с изменением современных моделей восприятия культуры и трансформацией институциональной среды. Лаборатория специализируется на модернизации музейных практик и повышении престижа музеев, формируя пространство для профессионального диалога и внедрения инноваций.
Физики предложили новый механизм усиления сверхпроводимости с помощью «квантового клея»
Команда исследователей с участием сотрудников МИЭМ ВШЭ показала, что дефекты в материале могут не снижать, а, наоборот, усиливать сверхпроводимость. Это возможно благодаря взаимодействию дефектных и более чистых областей, которое образует «квантовый клей» — однородную компоненту, связывающую разрозненные сверхпроводящие участки в единую сеть. Расчеты подтвердили, что такой механизм может помочь в создании сверхпроводников, работающих при более высоких температурах. Исследование опубликовано в журнале Communications Physics.
30 студентов из 19 университетов приняли участие в исследовательской экспедиции НИУ ВШЭ в «Новом Херсонесе»
В рамках программы студенческих экспедиций «Открываем Россию заново» при поддержке программы Росмолодежи «Больше, чем путешествие», президентской платформы «Россия — страна возможностей», а также Симферопольской и Крымской епархии НИУ ВШЭ на базе Школы молодого гуманитария провела исследовательскую экспедицию на территории музейно-храмового комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. По ее итогам будут разработаны предложения по организации просветительских проектов в области формирования исторической памяти молодежи о роли Херсонеса, Крыма и византийского наследия в истории российской культуры и государственности.
Большие группы студентов эффективнее используют ИИ в обучении
Исследователи Института образования и факультета экономических наук НИУ ВШЭ узнали, от каких факторов зависит качество групповой работы студентов, когда они выполняют ее в сотрудничестве с ИИ. Оказалось, что, помимо уровня знаний команды, важен размер группы: чем она больше, тем эффективнее работа. Статья ученых опубликована в журнале Innovations in Education and Teaching International.
Ученые выяснили, что мозг реагирует на чужие действия, как на свои
Когда мы наблюдаем, как кто-то двигает пальцем, наш мозг не остается в стороне. Работа ученых из НИУ ВШЭ и Лозаннского университетского госпиталя показала, что наблюдение за движением активирует моторную кору так, словно мы сами совершаем это действие, и при этом заглушает ненужные мышцы. Результаты опубликованы в журнале Scientific Reports.
«Будущее не предопределено — мы формируем его решениями сегодня»
Стратегический технологический проект «Национальный центр социально-экономического и научно-технологического прогнозирования» ВШЭ охватывает горизонты от 10 до 30 лет и включает работу над новыми методиками сценарного анализа. Он объединяет исследователей разных направлений и помогает выстраивать целостное видение будущего. Цель проекта — не только построить прогнозы, но и выработать практические рекомендации для государства и бизнеса. О том, зачем учиться ставить правильные вопросы о будущем, рассказала декан факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ Анастасия Лихачёва.
Новый способ описания графена упростит анализ наноматериалов
Международная команда с участием НИУ ВШЭ предложила новый математический способ анализа структуры графена. Ученые показали, что характеристики решетки графена можно связать с моделью трехшагового случайного блуждания частицы. Такой подход позволяет описывать графеновую решетку быстрее и без громоздких вычислений. Исследование опубликовано в журнале Journal of Physics A: Mathematical and Theoretical.
В НИУ ВШЭ обсудили глобальные тренды ИИ на международной форсайт-сессии
В Высшей школе экономики прошла международная форсайт-сессия по искусственному интеллекту (ИИ). Российские и иностранные ученые обсудили тренды и вызовы, которые возникают в связи с быстрым развитием ИИ.