Конкурентная среда — ключ к эффективному распределению бюджетных инвестиций
В Высшей школе экономики эксперты и представители государства обсудили новые подходы к распределению государственных финансов. Круглый стол «Конкурентное распределение бюджетных средств: шкала роста. Субсидии, социальный заказ, государственно-частное партнерство (ГЧП)» состоялся 24 апреля.
Модератор дискуссии, заведующий кафедрой финансового менеджмента в государственном секторе НИУ ВШЭ Алексей Лавров, подчеркнул, что процесс предоставления субсидий требует дальнейшего совершенствования. Стандартизированные и формализованные подходы не учитывают всех современных реалий, прежде всего связанных с внедрением цифровых технологий, значительно ускоряющих все процессы.
«В формализации и стандартизации требований, особенно относящихся к отбору получателей субсидий, мы достигли определенных положительных результатов. Вместе с тем экономика показывает, что сведение всех формулировок к одному знаменателю не всегда обоснованно», — отметил Алексей Лавров.
Внедрение конкурентного распределения бюджетных средств — одно из направлений модернизации. С точки зрения заместителя министра науки и высшего образования РФ Андрея Омельчука, практики применения механизмов конкурентного распределения бюджетных средств в основном себя оправдывают. Среди преимуществ этих механизмов — электронное взаимодействие между организатором конкурса и юридическим лицом (получателем средств).
«Электронная подача документов снимает с участников отбора риски, освобождает министерство, которое проводит отбор, от огромного пласта работы, которая связана с выверкой требований к документам», — отметил Андрей Омельчук. «Второй аргумент в пользу нового подхода — в нем достигнуто единство всей юридической конструкции отборочного механизма; третий — сокращаются сроки на обработку информации», — перечислил он.
«Гибкость появилась: нам теперь не надо каждый раз прописывать свои правила в полном объеме, понимая, что треть этих правил, и даже больше, дублирует в том числе и принятые ранее требования», — подчеркнул замминистра.
В ходе круглого стола ректор Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Прокофьев представил результаты социологического исследования «Эффективность реализации государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере». Согласно первым итогам, самая высокая средняя оценка удовлетворенности была получена по социальному обслуживанию населения, самая низкая — по оказанию паллиативной медицинской помощи. «Отрадно, что в целом население довольно качеством оказываемых услуг и готово поставить оценку “отлично”», — сказал он.
Особое внимание участники круглого стола уделили теме расширения действия механизмов ГЧП в социальной сфере. В частности, вице-президент НИУ ВШЭ Лев Якобсон проанализировал роль НКО в новом механизме распределения средств. По мнению экспертов, применение механизмов ГЧП может в перспективе обеспечить развитие конкуренции при оказании услуг в социалке. А это, в свою очередь, позволит повысить стимулы для государственных учреждений в «борьбе за потребителей», окажет положительное влияние на качество и доступность предоставляемых услуг, повысит эффективность бюджетных расходов.
В работе круглого стола приняли участие заместитель губернатора Владимирской области Владимир Куимов, руководитель НИФИ Минфина России Владимир Назаров, член Общественной палаты РФ Елена Тополева-Солдунова, генеральный директор Агентства трансформации и развития экономики Владислав Онищенко, директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов и профессор-исследователь департамента политики и управления НИУ ВШЭ Мстислав Афанасьев.
Алексей Лавров, заведующий кафедрой финансового менеджмента в государственном секторе НИУ ВШЭ
«Для меня самым значимым стал следующий факт. В разных сферах, которые обычно рассматриваются по отдельности (господдержка экономики, социальные услуги, инвестиции ГЧП, инициативное бюджетирование), обнаруживаются похожие проблемы. Вот они: необходимость обратной связи с теми, кому предоставляются финансовые ресурсы, необходимость прозрачных правил и, наконец, избыточное, может быть, администрирование. Это все удивительным образом пересекается. Что, в свою очередь, означает, что во всех этих разных сферах есть похожие, одинаковые, в какой-то степени универсальные рецепты для решения данных проблем».
Андрей Омельчук, заместитель министра науки и высшего образования РФ
«Мне кажется, что круглый стол оказался полезным, потому что были высказаны мнения абсолютно разных игроков на поле конкурсного размещения ресурсов. Имею в виду государство, некоммерческие организации, экспертное сообщество. И, как всегда при наличии подобного разброса мнений, выявилось достаточно много позиций, где все эксперты сходятся. Все понимают, что конкуренцию, в социальной сфере в том числе, надо развивать, привлекать некоммерческий сектор, делать эти процедуры более понятными, прозрачными, легкими для всех участников. При этом важно, чтобы конкуренция была честная. А самое существенное — не перегрузить участников избыточной отчетностью, избыточными сложностями с администрированием бюджетных средств».