• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Первый цифровой тест для оценки навыков чтения у взрослых доступен на RuStore

Первый цифровой тест для оценки навыков чтения у взрослых доступен на RuStore

© iStock

Центр языка и мозга НИУ ВШЭ разработал первый стандартизированный инструмент для оценки навыков чтения на русском языке у взрослых — тест «ЛексиМетр-В». Теперь он доступен в цифровом формате на платформе RuStore. Это приложение позволяет быстро и эффективно диагностировать нарушения чтения, включая дислексию, у людей в возрасте от 18 лет и старше.

Навык чтения необходим для полноценной социальной и профессиональной жизни. Для миллионов взрослых, испытывающих трудности с чтением, отсутствие своевременной диагностики может означать недоступность качественного образования, карьерных возможностей и социальной поддержки.  Однако для взрослых россиян до сих пор не существовало надежного инструмента, позволяющего объективно, с соблюдением стандартизированной процедуры измерить уровень владения навыком чтения и сравнить результаты с нормативными данными. Цифровой тест «ЛексиМетр-В» восполняет этот пробел, предлагая специалистам и исследователям эффективный способ оценки скорости и точности чтения, а также уровня понимания прочитанного текста.

Светлана Дорофеева

«Разработка “ЛексиМетра-В” стала логичным продолжением нашей работы по созданию лингвистически обоснованных тестов для диагностики речевых нарушений и нарушений чтения у детей. Взрослым с трудностями чтения нужны свои, адекватные возрасту инструменты», — говорит один из разработчиков теста, научный сотрудник Центра языка и мозга НИУ ВШЭ Светлана Дорофеева.

Тест имеет две параллельные версии. Одну из них можно использовать для первичной диагностики, а вторую — для оценки динамики или проверки эффективности коррекционного воздействия. Версии сбалансированы по ряду психолингвистических параметров: длине слов в слогах и в буквах, частотности слов, сложности синтаксических конструкций. К каждому тексту прилагается блок вопросов на понимание прочитанного. После чтения и разметки ошибок приложение автоматически рассчитывает параметры чтения и дополнительно выдает информацию о том, какие синтаксические структуры вызвали наибольшие затруднения. Такой уровень детализации особенно важен для планирования коррекционной работы.

Приложение ориентировано на специалистов: логопедов, нейропсихологов, неврологов, работающих в клиниках, образовательных и научных учреждениях, а также на выездах. Оно включает возрастные нормы для разных групп пользователей от 18 до 60+ лет, что обеспечивает высокую точность диагностики. Приложение заменяет бумажные протоколы, ручной подсчет ошибок и диктофоны. Все этапы теста — от демонстрации текста до анализа ошибок — происходят в цифровом интерфейсе. Результаты, включая аудиозаписи и результаты разметки, выгружаются в удобном формате, что значительно облегчает ведение наблюдений и подготовку заключений.

Инструмент позволит принимать обоснованные решения, которые могут стать основой для выбора дальнейшего пути коррекции нарушений чтения или поддержки взрослых с дислексией. Например, подтвержденный диагноз дислексии в будущем может быть учтен вузами при определении особой системы оценивания для студентов с такими трудностями.

Разработчики подчеркивают, что тест будет полезен не только в клинической, но и в научной среде. Приложение аккумулирует массив аудиоданных и показателей чтения, что делает его удобным инструментом для исследований в области когнитивной лингвистики, психолингвистики и нейропсихологии.

Ольга Драгой

«Наша цель — сделать диагностику чтения доступной и современной. “ЛексиМетр-В” — это не просто тест, а рабочий инструмент, который экономит время, дает точные результаты и открывает новые возможности для помощи людям с дислексией», — комментирует директор Центра языка и мозга НИУ ВШЭ Ольга Драгой.

Вам также может быть интересно:

Новые модели изучения заболеваний: от чашки Петри до органов-на-чипе

Биологи из НИУ ВШЭ совместно с исследователями из НМИЦ АГП им. В.И. Кулакова используют новейшие микрофлюидные технологии для изучения преэклампсии — одного из самых опасных осложнений беременности, которое угрожает жизни и здоровью матери и ребенка. В статье, опубликованной в BioChip Journal, они рассмотрели современные клеточные модели, включая передовые технологии «плацента-на-чипе», позволяющие глубже понять механизмы заболевания и разработать эффективные лекарства.

В НИУ ВШЭ запущены стратегические технологические проекты

Стратегические технологические проекты Высшей школы экономики реализуются в интересах достижения целевой модели развития университета и предусматривают формирование пула инновационных продуктов и услуг. Они сформированы по трем направлениям: социально-экономическое и научно-технологическое прогнозирование, технологии связи 6G и искусственный интеллект.

Как разработать честный тест: зачем нужны параллельные тексты для диагностики дислексии

Исследователи из Центра языка и мозга ВШЭ разработали тест для точной оценки навыков чтения у взрослых — например, до и после занятий с логопедом. Он включает два разных по содержанию, но одинаковых по сложности текста: участники читали их с равной скоростью, делали равное количество ошибок и одинаково понимали смысл. Подобные параллельные тексты позволят точнее диагностировать дислексию и отслеживать прогресс коррекции. Исследование опубликовано в журнале «Вопросы образования».

Внутренние часы: как сердце и эмоции меняют ощущение времени

Восприятие времени зависит от частоты сердцебиения — к такому выводу пришли нейроученые из НИУ ВШЭ. В эксперименте добровольцы смотрели короткие видео с разной эмоциональной окраской и оценивали их продолжительность, пока ученые фиксировали сердечную активность с помощью ЭКГ. Оказалось, что чем медленнее билось сердце участника, тем короче ему казалось видео, особенно это проявлялось при просмотре неприятного контента. Исследование опубликовано в журнале Frontiers in Psychology.

Ростех и Вышка стали партнерами в сфере инженерной подготовки и научных исследований

Госкорпорация Ростех и Высшая школа экономики заключили соглашение о стратегическом партнерстве в сфере науки и образования. Документ направлен на проведение совместных исследований, подготовку высококвалифицированных кадров и формирование научно-технического задела в интересах высокотехнологичных отраслей России. Кроме того, совместно с московской школой № 58 будет вестись профориентация школьников по направлениям инженерии, ИТ и кибербезопасности.

В Вышке пройдет Международная школа БРИКС: Новое поколение

Открыта регистрация на Международную школу БРИКС: Новое поколение — один из ведущих международных образовательных проектов, ориентированных на молодых лидеров, интересующихся повесткой глобального развития и сотрудничества в рамках БРИКС.

НИУ ВШЭ укрепляет отношения с Пекинским университетом

21 июля в Высшей школе экономики побывала делегация Пекинского университета в составе сорока человек — студентов, преподавателей, административных сотрудников во главе с исполнительным проректором Пекинского университета, директором Высшей школы Пекинского университета в Шэньчжэне Чжан Цзинем. Руководители двух университетов обсудили направления дальнейшего сотрудничества, а представители трех факультетов НИУ ВШЭ провели рабочие встречи с китайскими студентами.

НИУ ВШЭ объединил ученых на международной школе по ИИ в Шанхае

В начале июля в Шанхае проходил Международный летний институт по исследованиям искусственного интеллекта в образовании, организованный Инобром НИУ ВШЭ совместно с Восточно-китайским педагогическим университетом. Более 50 молодых исследователей и ключевых спикеров из девяти стран — от России и Китая до Канады и Сингапура — собрались, чтобы обменяться последними результатами своей работы и построить новые международные партнерства.

«Мы близки к практическому применению системы бесстимульного картирования головного мозга»

Созданные учеными Вышки совместно с медиками нейроинтерфейсы позволяют установить контакт с головным мозгом и декодировать его сигналы. Их применение создает возможности для стимуляции мозговой активности, восстановления и нормализации мышечного контроля пациентов, перенесших инсульт, инфаркт или страдающих иными неврологическими заболеваниями, а также способствует реабилитации людей с черепно-мозговыми травмами и потерей конечностей. О работе Центра биоэлектрических интерфейсов Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ рассказывает его директор Алексей Осадчий.

Исследователи НИУ ВШЭ представили новую архитектуру нейронных сетей, понимающую симметрии мира

Сотрудники Лаборатории геометрической алгебры и приложений НИУ ВШЭ разработали новую архитектуру нейронных сетей, которая может ускорить и упростить анализ данных в физике, биологии и инженерии. Свое решение ученые представили 16 июля в Ванкувере на ведущей международной конференции по машинному обучению ICML 2025. Текст статьи и исходный код выложены в открытый доступ.