• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Центр языка и мозга начал сотрудничество с Академией наук Республики Саха

Надежда Васильева, ведущий научный сотрудник Центра изучения, сохранения и развития родных языков Академии наук Республики Саха (Якутия), Феодосия Габышева, руководитель центра (справа), Ольга Драгой, директор Центра языка и мозга НИУ ВШЭ (в центре)

Надежда Васильева, ведущий научный сотрудник Центра изучения, сохранения и развития родных языков Академии наук Республики Саха (Якутия), Феодосия Габышева, руководитель центра (справа), Ольга Драгой, директор Центра языка и мозга НИУ ВШЭ (в центре)
© из личного архива Ольги Драгой

Центр языка и мозга НИУ ВШЭ и Академия наук Республики Саха (Якутия) заключили соглашение о партнерстве. Оно открывает новые возможности для исследований малоизученных языков региона и билингвизма. Благодаря современным методам, таким как айтрекинг (технология отслеживания движений и положения глаз) и нейровизуализация, ученые смогут ответить на вопросы о том, как устроен билингвизм на уровне мозга.

Исследователи центра уже несколько лет изучают, как обрабатывается язык у носителей разных языков, включая русский, татарский, узбекский, а также адыгейский и другие малоизученные языки России и ближнего зарубежья. Соглашение с Академией наук Республики Саха предполагает совместные исследования в полевых условиях, обмен знаниями и запуск новых научных проектов, связанных с изучением языков региона. 

Якутия — уникальный регион, где есть два государственных языка — русский и якутский, а также ряд официальных языков коренных малочисленных народов Севера, включая эвенкийский, эвенский, юкагирский, долганский и чукотский. По данным Всероссийской переписи населения 2020 года, на якутском языке говорят более 479 тысяч человек.

Одно из направлений совместных исследований ученых Центра языка и мозга и Академии наук Республики Саха — изучение того, как дети и взрослые осваивают и используют разные языки, какие факторы влияют на выбор языка в различных коммуникативных ситуациях и насколько билингвизм изменяет структуру и функции мозга.

Совместно со специалистами из Якутии нейролингвисты Центра языка и мозга планируют изучить, как развивается речь у детей в монолингвальной и билингвальной среде, а также у детей с нарушениями речи. Это поможет понять механизмы формирования языковых навыков и разработать более эффективные подходы к их оценке и коррекции.

Надежда Васильева, ведущий научный сотрудник Центра изучения, сохранения и развития родных языков Академии наук Республики Саха, отмечает: «Соглашение расширяет наши перспективные научные направления, так как современные нейровизуализационные методы позволят провести более фундаментальные исследования, связанные с механизмами формирования двуязычия. Наше сотрудничество не только укрепит научный потенциал обеих сторон, но и станет основой для разработки методов и технологий развития родных языков и сбалансированного билингвизма. В этом году мы запланировали совместную научную экспедицию, и мы уверены, что партнерство будет успешным и результативным».

Также ученые проанализируют, как билингвы читают и воспринимают текст на своем родном языке, например якутском, и на русском, выявляя особенности работы когнитивных механизмов, участвующих в процессах чтения и понимания. Такие исследования важны для разработки образовательных программ, учитывающих специфику билингвального обучения.

Кроме того, будет вестись работа над созданием цифровых инструментов на якутском языке для оценки речи и когнитивных функций.

Директор Центра языка и мозга Ольга Драгой отметила: «Соглашение открывает новые возможности для изучения языковых процессов в уникальном культурном контексте Якутии. Мы уверены, что совместные усилия позволят нам не только продвинуться в научных изысканиях, но и внести значимый вклад в сохранение и развитие малоизученных языков региона».

Этот проект станет важным шагом в изучении языкового разнообразия и поддержке билингвизма в России.

Вам также может быть интересно:

Ученые ВШЭ рассказали, как определить важные для речевой функции области мозга при операциях

Сотрудники Центра языка и мозга НИУ ВШЭ провели школу по трактографии — методу, который позволяет «увидеть» важнейшие связи в мозге и помогает хирургам избежать повреждений критически важных для речевой функции областей во время операции. Участниками курса стали нейрохирурги и радиологи из Москвы и других регионов страны, интересующиеся методами предоперационного картирования речи.

«Огромное счастье — возможность обсудить свои научные идеи с заинтересованными людьми»

Созданная в нижегородском кампусе Вышки Международная лаборатория динамических систем и приложений ведет глубокие теоретические изыскания и прикладные исследования, среди которых изучение океанических волн, пересоединений солнечной короны, вулканических явлений и устойчивости судов. Ее ученые, за последние 5 лет выигравшие более 20 значимых научных грантов, активно сотрудничают с российскими и зарубежными коллегами из Китая, Испании, США, Великобритании, Бразилии и других стран. О работе лаборатории новостная служба «Вышка.Главное» побеседовала с ее заведующей, профессором Ольгой Починкой.

Лингвисты НИУ ВШЭ выяснили, как билингвы используют конструкции с числительными в русском языке

Исследователи ВШЭ выделили более 4000 примеров устной русской речи билингвов из семи регионов России и выяснили: большинство нестандартных форм в конструкциях с числительными связано не только с их родным языком, но и с тем, как часто выражение встречается в повседневной речи. Например, фразы «два часа» или «пять километров» почти всегда совпадают с литературным вариантом, а вот менее привычные выражения, особенно с числительными от двух до четырех, а также с собирательными формами вроде «двое» или «трое», часто звучат иначе. Исследование опубликовано в журнале International Journal of Bilingualism.

Первый цифровой тест для оценки навыков чтения у взрослых доступен на RuStore

Центр языка и мозга НИУ ВШЭ разработал первый стандартизированный инструмент для оценки навыков чтения на русском языке у взрослых — тест «ЛексиМетр-В». Теперь он доступен в цифровом формате на платформе RuStore. Это приложение позволяет быстро и эффективно диагностировать нарушения чтения, включая дислексию, у людей в возрасте от 18 лет и старше.

Двадцать против десяти: в НИУ ВШЭ проанализировали, как развивались числительные у лезгинских народов

Считается, что в лезгинских языках Дагестана и Азербайджана изначально использовалась двадцатеричная система счета, а десятичная появилась позже. Однако новый анализ числительных в разных диалектах показал, проведенный лингвистом из НИУ ВШЭ Максимом Меленченко, что могло быть и наоборот: изначально использовался десятичный счет, а двадцатеричный появился позже. Исследование опубликовано в журнале Folia Linguistica.

Сервисы должны быть гибкими: как использовать искусственный интеллект государству

Международная лаборатория цифровой трансформации в государственном управлении НИУ ВШЭ провела круглый стол «Искусственный интеллект в государственном управлении: современные тенденции». Какие сервисы улучшит ИИ и что важно учитывать, применяя новые технологии, рассказали российские и зарубежные ученые.

Искусственный интеллект помогает точнее прогнозировать риски сложных заболеваний

Разработанные в Центре искусственного интеллекта НИУ ВШЭ нейросетевые модели значительно улучшают прогнозирование риска ожирения, диабета первого типа, псориаза и других многофакторных заболеваний. Совместное исследование с компанией Genotek показало, что алгоритмы глубокого обучения эффективнее традиционных методов, особенно при сложных взаимодействиях генов (эпистазах). Результаты опубликованы в журнале Frontiers in Medicine.

Мозг детей с аутизмом иначе слышит мир

Международный коллектив исследователей при участии ученых из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ впервые применил в одном эксперименте два метода — магнитоэнцефалографию и морфометрический анализ — для изучения детей с расстройствами аутического спектра. Оказалось, что мозг детей с аутизмом хуже справляется с фильтрацией и пониманием звуков, особенно в той части, которая обычно отвечает за речь. Исследование опубликовано в журнале Cerebral Cortex.

Искусственный интеллект может стать катализатором устойчивого развития

Искусственный интеллект трансформирует все сферы жизни, расширяя наши возможности и границы. В то же время технологии бросают человечеству новые вызовы, связанные с безопасностью, этикой и защитой окружающей среды. На сегодняшний день каждая нейросеть оставляет за собой большой углеродный след. Однако при грамотном управлении ИИ может принести пользу планете и стать залогом устойчивой экономики будущего. Об этом рассказал научный руководитель Лаборатории алгоритмов и технологий анализа сетевых структур НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде Панос Пардалос в рамках XXV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества.

Ученые выявили особенности восприятия историй у дошкольников

Психолингвисты Центра языка и мозга ВШЭ совместно с коллегами из США и Германии впервые использовали регистрацию движений глаз во время проведения теста на определение нарративных навыков у дошкольников и взрослых. Исследователи обнаружили, что понимание историй зависит от их структуры, а вопросы про внутренние состояния персонажей вызывают трудности у детей 5-6 лет. Результаты исследования опубликованы в журнале Journal of Experimental Child Psychology.